Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
5 июля 2019 г. № Р-1176/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Положениями Закона вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), обусловленные необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с использованием объектов авторского права и смежных прав, с учетом правоприменительной практики, а также согласования его норм с нормами международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

 

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и прямого действия ее норм, исходя из конституционных положений:

 

провозглашающих Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);

 

устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

 

определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

 

закрепляющих неприкосновенность собственности и защиту государством собственности, приобретенной законным способом (части вторая и третья статьи 44);

 

гарантирующих свободу художественного и научного творчества, предусматривающих охрану интеллектуальной собственности законом (части вторая и третья статьи 51).

 

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

2. Исходя из приведенных конституционных положений во взаимосвязи с нормой Конституции об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2), государство обязано принимать все доступные ему меры по формированию благоприятных условий для развития культуры, проведения научных исследований, стимулируя развитие творческих способностей граждан в целях создания новых произведений науки, литературы и искусства, в том числе путем поддержки деятелей культуры и искусства, и одновременно обеспечивать каждому условия для участия в культурной жизни, предоставляя доступ к объектам авторского и смежных прав всем гражданам, включая лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию.

 

Определяя содержание прав и обязанностей субъектов правоотношений, на которых распространяется действие Закона об авторском праве, законодатель совершенствует механизмы и способы защиты прав таких субъектов, обеспечивая посредством уточнения отдельных положений данного Закона дальнейшую реализацию конституционных норм и международных обязательств Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав.

 

В связи с изложенным Конституционный Суд обращает внимание на следующие нормы Закона.

 

3. В соответствии с Законом (пункт 14 статьи 1) статья 34 Закона об авторском праве излагается в новой редакции, согласно которой в целях обеспечения доступа незрячих, слабовидящих и иных лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию к правомерно обнародованным произведениям такие произведения могут быть преобразованы в специальный формат (рельефно-точечный шрифт, рельефная графика, тактильные издания, специальные аудиоформаты, «ясный язык» и др.), предназначенный для восприятия такими лицами, воспроизведены, а также сообщены для всеобщего сведения в указанном формате; при преобразовании произведений в специальный формат возможно их использование в переводе; при воспроизведении произведений в специальном формате на каждом экземпляре должно быть указание о том, что данный экземпляр предназначен для незрячих, слабовидящих и иных лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию; экземпляры произведений, преобразованных в специальный формат, могут быть введены в гражданский оборот на территории Республики Беларусь, в том числе распространены, ввезены на территорию Республики Беларусь, предоставлены в безвозмездное пользование, сданы в прокат способами, исключающими неограниченный доступ к ним лиц, для которых эти экземпляры не предназначены.

 

Конституционный Суд отмечает, что данные нормы Закона согласуются с положениями статьи 30 Конвенции о правах инвалидов 2006 года (ратифицирована Республикой Беларусь 18 октября 2016 г.), предусматривающими, что государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах; имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах (пункт 1), предпринимают в соответствии с международным правом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интеллектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры (пункт 3). Устанавливаемое Законом регулирование отвечает целям добросовестного исполнения Республикой Беларусь международных договоров Республики Беларусь в соответствии с международным правом (часть первая статьи 36 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь») и нормам части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства.

 

4. Положениями Закона в определенной мере ограничиваются права авторов или иных правообладателей на объекты авторского права и смежных прав.

 

Так, закрепленные Законом об авторском праве исключительные права на произведения или объекты авторского права и смежных прав, предоставляющие автору или иному правообладателю возможность использовать эти объекты по своему усмотрению в любой форме и любым способом, разрешать или запрещать другим лицам использовать их (часть первая пункта 2 статьи 16, пункт 2 статьи 25, пункт 1 статьи 28, пункт 1 статьи 29), ограничиваются нормами главы 4 данного Закона, предусматривающими случаи свободного использования указанных объектов в различных целях без выплаты вознаграждения за такое использование.

 

Основываясь на конституционном положении, согласно которому ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23 Конституции), законодатель уточняет в статье 1 Закона допустимые случаи свободного использования правомерно обнародованных произведений в социально значимых сферах, в частности для незрячих, слабовидящих и иных лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию (пункт 14), в составе учебных изданий, предназначенных для использования в образовательном процессе, малообъемных произведений, а также частей правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном образовательной целью, с обязательным указанием их авторов и источников заимствования (пункт 15).

 

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемые Законом допустимые случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав направлены на достижение оптимального баланса интересов правообладателей и общества. Такое правовое регулирование, исходя из указанных целей, соответствует общим пределам осуществления гражданских прав, предполагающим необходимость действовать добросовестно и разумно, осуществлять права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотребления правом и нарушения прав других лиц, отвечает требованиям справедливости, социальной оправданности и необходимо в интересах защиты прав и свобод других лиц для обеспечения доступности образования, развития культуры, научных исследований, защиты других конституционно значимых интересов, не искажает сущности исключительного права авторов и иных правообладателей, согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, допускающей возможность ограничения прав и свобод личности, и не нарушает принцип пропорциональности.

 

При этом законодательное регулирование в части установления допустимых случаев свободного использования объектов авторского права и смежных прав учитывает Замечание общего порядка Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам № 17 (2005) «Право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (статья 15)», согласно которому право на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в связи с чьими-либо научными, литературными или художественными трудами, не является неограниченным правом и должно уравновешиваться другими правами, закрепленными в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах; однако ограничения должны определяться законом, быть совместимы с характером этих прав, преследовать законную цель и должны быть строго необходимы для того, чтобы способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (пункт 22); право авторов на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с их научными, литературными или художественными трудами, не может изолироваться от других прав, признаваемых в Пакте (пункт 35).

 

5. В соответствии с Законом (пункты 20, 22 и 25 статьи 1) получают дальнейшее развитие правовые основы деятельности организаций по коллективному управлению имущественными правами, которые в силу Закона об авторском праве могут создаваться в целях обеспечения имущественных прав авторов или иных правообладателей в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, а также в случаях, когда данным Законом предусмотрена выплата вознаграждения за использование произведений или объектов смежных прав, осуществляемое без согласия авторов или иных правообладателей (статья 47), с учетом ратифицированного Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2018 г. Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (далее – Соглашение ЕАЭС), подписанного 11 декабря 2017 г. в рамках реализации пункта 10 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 года).

 

Соглашением ЕАЭС установлено, что организация по коллективному управлению не имеет права удерживать более 50 процентов от суммы собранного вознаграждения на расходы организации и специальные средства; законодательством государств-членов может быть установлен меньший предельный размер таких удержаний (части 5 и 6 пункта 3 статьи 3); организация обязана привлекать независимую аудиторскую организацию для проведения аудита ее бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также проверки ведения и документального оформления операций с денежными средствами при осуществлении сбора, распределения и выплаты вознаграждения (часть первая пункта 1 статьи 5); государства-члены устанавливают в своем законодательстве ответственность за превышение предельного размера удержаний из суммы собранного вознаграждения на расходы организации и специальные средства, установленного законодательством государств-членов, а также за неисполнение обязательства по проведению аудита и проверки, предусмотренных статьей 5 данного Соглашения (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 6).

 

Законом (статья 1) предусматривается, что организация по коллективному управлению имущественными правами не имеет права удерживать более 50 процентов из суммы собранного ею вознаграждения на покрытие своих расходов по осуществлению коллективного управления имущественными правами, направление на социальные, культурные и образовательные цели, в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства (абзац двадцатый пункта 22); определяется, что превышение установленного частью третьей пункта 8 статьи 50 Закона об авторском праве предельного размера удержаний из суммы вознаграждения, собранного организацией по коллективному управлению имущественными правами, является основанием для досрочного прекращения государственной аккредитации (абзац девятый пункта 20); закрепляется положение о ежегодном проведении в организации по коллективному управлению имущественными правами обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 25).

 

Таким образом, оценивая устанавливаемое правовое регулирование отношений, связанных с деятельностью организаций по коллективному управлению имущественными правами, Конституционный Суд считает, что оно согласуется с требованиями части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства и отвечает положениям Соглашения ЕАЭС.

 

6. Законом (пункт 14 статьи 1) в новой редакции излагается статья 35 Закона об авторском праве, согласно пункту 4 которой организация по коллективному управлению имущественными правами, осуществляющая сбор вознаграждения, предусмотренного пунктом 3 данной статьи, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, направляет в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства 25 процентов от суммы вознаграждения, собранного ею за каждый отчетный год; договор об управлении имущественными правами (правом на получение вознаграждения, предусмотренного пунктом 3 данной статьи) должен содержать условие о согласии правообладателя, присоединяющегося к такому договору, на удержание 25 процентов из суммы вознаграждения, собранного организацией по коллективному управлению имущественными правами за каждый отчетный год, и направление этих денежных средств в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

 

По мнению Конституционного Суда, исходя из особенности реализации права авторов и иных правообладателей на получение вознаграждения, сбор которого осуществляет организация по коллективному управлению имущественными правами, установление в Законе об авторском праве условий распределения данного вознаграждения, включающих направление 25 процентов от собранной суммы в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства с согласия правообладателя, согласуется с нормами Конституции, предусматривающими право законодателя при осуществлении своих конституционных полномочий в нормотворческой деятельности устанавливать такое регулирование (статьи 97 и 98), а также право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (часть вторая статьи 44). При этом законодателем реализуются положения частей первой, третьей и четвертой статьи 51 Конституции об охране законом интеллектуальной собственности, о праве каждого на участие в культурной жизни, о содействии государства развитию культуры на благо общих интересов, закрепляются дополнительные гарантии развития культуры и искусства.

 

Таким образом, положения Закона направлены на обеспечение системности и комплексности правового регулирования отношений в сфере авторского права и смежных прав, стимулирование развития гражданами их интеллектуальных и творческих способностей, авторов и исполнителей – на создание и исполнение новых произведений, а также на развитие культуры и науки в целях достижения общих интересов.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич

Версия для печати