Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
11 июня 2019 г. № Р-1175/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

 

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23 мая 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом уточняются порядок и условия применения вспомогательных репродуктивных технологий, конкретизируются требования, предъявляемые к донорам половых клеток, предусматриваются иные изменения и дополнения положений Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» с учетом практики его применения.

 

1. Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на положениях Конституции и международно-правовых актов, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», осуществляет проверку конституционности Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства и непосредственного действия Конституции. При этом Конституционный Суд оценивает нормы Закона исходя из положений Конституции:

 

провозглашающих человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

 

предусматривающих, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства; женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью; супруги равноправны в семейных отношениях (части первая и вторая статьи 32);

 

устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59);

 

возлагающих на государство обязанности гарантировать права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в законах (часть третья статьи 21), в том числе право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая статьи 45); создавать условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (часть вторая статьи 45).

 

2. Положениями статьи 1 Закона увеличивается возрастной порог с 40 до 50 лет включительно для доноров сперматозоидов (как анонимных, так и неанонимных), для неанонимных доноров (родственников пациентки) яйцеклеток – до 49 лет включительно (пункт 5); устанавливается право лиц, не имеющих медицинских показаний к применению вспомогательных репродуктивных технологий, определенных Министерством здравоохранения, на хранение половых клеток (пункт 8). В соответствии с Законом (пункт 12 статьи 1) Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях» дополняется статьей 241, предусматривающей, что организации здравоохранения вправе в порядке, определенном законодательством, осуществлять международное сотрудничество с организациями иностранных государств, имеющими регистры (банки, базы) доноров половых клеток, в целях использования половых клеток, содержащихся в таких регистрах (банках, базах), при применении вспомогательных репродуктивных технологий в Республике Беларусь.

 

Указанные положения согласуются с частью первой статьи 32 и частью первой статьи 45 Конституции и направлены, по мнению Конституционного Суда, на гарантирование конституционного права граждан на охрану здоровья, реализацию права на материнство и отцовство, а также на создание семьи, являющейся важнейшим социальным институтом общества.

 

3. В статьи 19, 20 и 24 Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях» вносятся дополнения, конкретизирующие условия и порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, искусственной инсеминации) в отношении женщин, не состоящих в браке (пункты 9 и 10 статьи 1 Закона). При этом положениями Закона предусматривается использование только сперматозоидов от анонимного донора при применении вспомогательных репродуктивных технологий в отношении пациентки, не состоящей в браке. Согласно части второй излагаемой в новой редакции статьи 9 Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях» неанонимным донором может быть только родственник пациента (в отношении пациентки – ее родственник женского пола, в отношении пациента – его родственник мужского пола).

 

Конституционный Суд отмечает, что при установлении на основе положений части первой статьи 32 и части первой статьи 45 Конституции правового регулирования в сфере использования репродуктивных технологий законодатель обладает дискрецией в выборе мер защиты здоровья граждан, семьи, материнства, отцовства и детства и определении условий и порядка их осуществления.

 

По мнению Конституционного Суда, введение законодателем запрета на использование сперматозоидов неанонимных неродственных доноров в отношении женщин, не состоящих в браке, направлено на обеспечение баланса между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами исходя из приоритета семейного воспитания детей, создания необходимых условий для их благосостояния и развития.

 

4. Согласно общему правилу, закрепленному в статье 22 Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях», суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет включительно, состоящая в браке и имеющая ребенка, а также соответствующая иным установленным требованиям. Указанная статья Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях» дополняется положениями, в соответствии с которыми суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 49 лет включительно при условии, что она является: родственницей генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, либо родственницей супруга генетической матери или супруга женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, а также состоит в браке и имеет несовершеннолетнего ребенка; родственницей генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, либо родственницей супруга генетической матери или супруга женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, а также имеет совершеннолетнего ребенка и не имеет несовершеннолетнего ребенка (пункт 11 статьи 1 Закона).

 

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое правовое регулирование в отношении суррогатной матери, являющейся родственницей генетической матери, направлено на охрану здоровья, создание семьи, защиту материнства, отцовства, реализацию репродуктивных прав, что соответствует частям первой и второй статьи 32 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд считает, что нормы Закона соответствуют положениям Конституции, являются необходимыми для защиты семьи, материнства и отцовства, обеспечения баланса конституционных ценностей, интересов человека и общества.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати