Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
11 июня 2019 г. № Р-1174/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека».

 

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 мая 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью  совершенствования норм Закона «О трансплантации органов и тканей человека» с учетом практики его применения.

 

1. Конституционный Суд, основываясь на положениях Конституции и международно-правовых актов, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», осуществляет проверку конституционности Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства и непосредственного действия Конституции. При этом Конституционный Суд оценивает нормы Закона исходя из положений Конституции:

 

провозглашающих человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

 

устанавливающих, что каждый имеет право на жизнь (часть первая статьи 24);

 

возлагающих на государство обязанности гарантировать права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в законах (часть третья статьи 21), в том числе право на охрану здоровья (часть первая статьи 45); обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25); создавать условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (часть вторая статьи 45).

 

2. Здоровье человека как составная часть здоровья населения в целом представляет собой одно из важнейших условий его свободного и достойного развития, позволяет пользоваться другими правами и свободами человека и гражданина.

 

В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (части первая и вторая статьи 45). Гарантирование государством реализации указанного конституционного права предполагает участие общества, всех его членов в осуществлении охраны здоровья, что находит подтверждение в основных принципах государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения (статья 3 Закона «О здравоохранении»).

 

Частями третьей и четвертой излагаемой в новой редакции статьи 101, новой частью четвертой статьи 11 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» предусматривается возможность отзыва письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти гражданином, представившим такое заявление, супругом (супругой), одним из близких родственников или законным представителем умершего донора (пункты 6 и 8 статьи 1 Закона). Частью пятой статьи 101 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» устанавливается, что руководитель государственной организации здравоохранения, руководитель структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лица, исполняющие их обязанности, в течение шести часов с момента представления в государственную организацию здравоохранения письменного заявления об отзыве письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти представляют соответствующую информацию в Единый регистр трансплантации.

 

Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование, имеющее важное значение для развития трансплантологии в Республике Беларусь, направленное на достижение гуманной цели – сохранение жизни реципиента и восстановление его здоровья, обеспечивает баланс прав и законных интересов доноров и реципиентов, реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, возможность свободно распоряжаться своими правами.

 

3. Пунктом 6 статьи 1 Закона в целях защиты прав и законных интересов граждан в статье 101 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» закрепляется, в частности, их право на выражение несогласия на забор органов для трансплантации после смерти и порядок реализации этого права.

 

В части первой статьи 101 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» предусматривается, что дееспособные граждане вправе представить в государственную организацию здравоохранения по месту жительства (месту пребывания), а также в иную государственную организацию здравоохранения, в которой им оказывается медицинская помощь, письменное заявление о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти. В отношении несовершеннолетних, за исключением тех, которые приобрели в установленном порядке дееспособность в полном объеме, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, такое заявление представляется их законными представителями. В отношении лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, данное заявление представляется супругом (супругой) или одним из близких родственников.

 

Частью второй указанной статьи устанавливается, что руководитель государственной организации здравоохранения, руководитель структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лица, исполняющие их обязанности, в течение шести часов с момента представления в государственную организацию здравоохранения письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти представляют соответствующую информацию в Единый регистр трансплантации.

 

По мнению Конституционного Суда, приведенные положения статьи 101 Закона «О трансплантации органов и тканей человека», предусматривающие наличие письменного заявления лица либо одного из близких родственников или законных представителей о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти этого лица, направлены на обеспечение физической неприкосновенности тела умершего и, соответственно, права человека на достойное отношение к его телу после смерти, вытекающее из конституционного положения об обеспечении государством неприкосновенности и достоинства личности, закрепленного в статье 25 Конституции.

 

4. В соответствии с Законом (пункт 2 статьи 1) в новой редакции излагаются статьи 3 и 4 Закона «О трансплантации органов и тканей человека», регулирующие международные отношения в области трансплантации, при этом закрепляется приоритет норм международных договоров Республики Беларусь над положениями указанного Закона. Согласно части третьей статьи 4 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь органов и (или) тканей человека на безвозмездной основе для трансплантации осуществляются с учетом требований, установленных законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

 

Оценивая приведенные положения Закона, Конституционный Суд отмечает, что они основываются на норме Конституции, согласно которой Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (часть вторая статьи 8), направлены на соблюдение норм международного и наднационального права, обеспечивая таким образом реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья (часть первая статьи 45), выполнение международных обязательств, развитие международного сотрудничества в области обмена органами и (или) тканями человека на безвозмездной основе.

 

5. Положения статьи 1 Закона, предусматривающие изменения Закона «О трансплантации органов и тканей человека», в том числе дополнение его некоторыми терминами («перекрестная трансплантация», «родственники»), свидетельствуют, что они имеют целью обеспечение ясности, определенности применяемых норм права и тем самым совершенствование правового регулирования общественных отношений в области трансплантации органов и тканей человека. Данные изменения согласуются с принципом верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и вытекающим из него принципом правовой определенности.

 

Таким образом, положения Закона направлены на совершенствование общественных отношений в области трансплантации органов и тканей человека, охрану жизни и здоровья граждан.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                              П.П.Миклашевич

Версия для печати