Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2018 г. № Р-1162/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко  Т.С., Вороновича  Т.В., Данилюка  С.Е., Козыревой  Л.Г., Подгруши  В.В., Рябцева  В.Н., Рябцева  Л.М., Тиковенко  А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности».

 

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее – Закон о госгранице), «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» (далее – Закон о пограничной службе), «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования порядка обеспечения пограничной безопасности с учетом практики правоприменения в данной сфере.

 

Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:

 

устанавливающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);

 

определяющих, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь; территория Беларуси едина и неотчуждаема (части первая и вторая статьи 9);

 

предусматривающих, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11);

 

гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), в том числе право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (статья 28), право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 30), право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды, и устанавливающих обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (части первая и вторая статьи 34);

 

устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

1. Законом дополняются и изменяются положения части первой статьи 1 Закона о госгранице, которая закрепляет основные понятия и их определения, используемые в указанном Законе.

 

Так, вводятся новые понятия «автоматические средства пограничного контроля», «персональные данные физического лица» и их определения, уточняются понятия «персональные данные пассажира», «пограничная безопасность», «пограничная зона», «пограничный контроль» (пункт 1 статьи 1).

 

Указанные дополнения и изменения направлены на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с поддержанием режима Государственной границы Республики Беларусь (далее – Государственная граница), пограничного режима и режима в пунктах пропуска, в том числе с учетом дальнейшего развития информационных технологий и их внедрения в деятельность органов пограничной службы, таможенных органов.

 

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое законодательное регулирование соответствует требованиям обеспечения правовой определенности, предполагающей ясность, точность, логическую согласованность норм права, находящихся в смысловом единстве и исключающих наличие внутренних противоречий.

 

2. Законом (пункт 12 статьи 1) статья 37 Закона о госгранице, регулирующая въезд (вход), пребывание и передвижение в пограничной зоне и пограничной полосе, излагается в новой редакции. В частности, предусматривается, что въезд (вход), пребывание и передвижение в пограничной зоне граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, осуществляются не только на основании документов, удостоверяющих личность, к которым в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» относятся паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь и удостоверение беженца, но и на основании военного билета, водительского удостоверения, служебного удостоверения, выданных уполномоченными государственными органами (организациями), содержащих фотографию, позволяющую идентифицировать личность их владельца.

 

Приведенной нормой устанавливается также, что постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим транзитный проезд (транзит) через пограничную зону, разрешаются въезд (вход), временное пребывание и передвижение через пограничную зону на основании действительных паспортов или иных документов, их заменяющих, предназначенных для выезда за границу и выданных соответствующими органами государств гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранных граждан и лиц без гражданства или международными организациями, по кратчайшему маршруту следования по автомобильным дорогам общего назначения, железным дорогам и водным путям; указанным лицам разрешается также посещение объектов придорожного сервиса.

 

Кроме того, устанавливается, что въезд (вход), пребывание и передвижение в пограничной зоне и пограничной полосе физических лиц в сопровождении сотрудников органов пограничной службы осуществляются на основании документов, предусмотренных статьей 37 Закона о госгранице, без соответствующих пропусков.

 

Вносимые в Закон о госгранице изменения имеют целью в том числе увеличение туристической привлекательности объектов, находящихся в пограничной зоне, и облегчение возможности посещения их иностранцами, которым предоставляется право в упрощенном порядке следовать транзитом через пограничную территорию в санатории, дома отдыха, посещать объекты придорожного сервиса, а также различные культурные учреждения.

 

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое правовое регулирование согласуется с положениями Конституции, в соответствии с которыми государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11).

 

3. Законом (пункт 20 статьи 1) статья 51 Закона о госгранице, регламентирующая применение специальных средств при выполнении задач по охране Государственной границы, дополняется нормой, согласно которой для предотвращения нарушения режима в пунктах пропуска при наличии оснований полагать, что он может быть нарушен, сотрудники органов пограничной службы, должностные лица таможенных органов вправе применять блокировку колес транспортного средства.

 

Данная мера ограничивает право собственников пользоваться имуществом по своему усмотрению (часть вторая статьи 44 Конституции), а также право пользования транспортным средством иных лиц, владеющих таким имуществом на других законных основаниях. Вместе с тем Конституционный Суд считает, что установление данной меры ограничительного характера направлено на соблюдение режима в пунктах пропуска находящимися в них лицами, выполнение ими требований законодательства, установленных для пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров, что в совокупности с другими мерами имеет целью обеспечение пограничной безопасности как состояния защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз в пограничном пространстве и тем самым согласуется с частью первой статьи 23 и частью шестой статьи 44 Конституции.

 

Такое правовое регулирование не может расцениваться как несоразмерное ограничение конституционных прав и свобод владельцев блокируемых транспортных средств, которые не лишаются возможности пересечения Государственной границы после выполнения предъявляемых к ним законных требований представителей власти, связанных с пересечением границы.

 

4. Законом (пункт 4 статьи 2) часть первая статьи 18 Закона о пограничной службе дополняется положениями, в соответствии с которыми органам пограничной службы предоставляется, в частности, право собирать, обрабатывать, хранить и использовать персональные данные граждан без их письменного согласия для выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, осуществлять последующую передачу этих данных другим государственным органам и иным организациям с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено; а также получать безвозмездно без письменного согласия граждан для выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, сведения из информационных систем государственных органов и иных организаций, содержащих персональные данные граждан, и иметь доступ, в том числе удаленный, к таким информационным системам по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных граждан, заключенного Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь с другими государственными органами и иными организациями.

 

Приведенные положения Закона направлены на предотвращение возможных угроз террористического и иного преступного характера; недопущение прибытия в Республику Беларусь лиц, представляющих потенциальную опасность для общества, и, соответственно, исключение мероприятий по их задержанию, размещению и последующей депортации; оперативное реагирование на изменения миграционных потоков через Республику Беларусь; сокращение времени проведения различных операций контроля при пересечении Государственной границы и др.

 

Конституционный Суд отмечает, что такое законодательное регулирование в определенной мере ограничивает предусмотренное Конституцией право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28). Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, такое ограничение является объективно обусловленным и вынужденным средством, необходимым для обеспечения пограничной безопасности, соответствует части первой статьи 23 Конституции, устанавливающей, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

Анализ устанавливаемых в Законе ограничений прав и свобод личности позволяет сделать вывод о том, что они являются соразмерными конституционно защищаемым ценностям и целям, согласуются с положениями международно-правовых актов, в том числе пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которым при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

Конституционный Суд, подтверждая позицию, сформулированную в решении от 8 июня 2018 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь», обращает внимание правоприменителя на необходимость обеспечения прав граждан на защиту от неправомерного или произвольного вмешательства в их личную жизнь. Сбор, обработка, использование и хранение персональных данных должны осуществляться лишь для правомерного исполнения функций органами, использующими такие данные, быть необходимыми для достижения целей, для которых они собираются и обрабатываются.

 

Оценивая содержание Закона, Конституционный Суд считает, что вносимые Законом дополнения и изменения направлены на дальнейшее системное и комплексное регулирование правовых отношений, связанных с обеспечением пограничной безопасности, в том числе совершенствованием порядка посещения пограничной зоны и пограничной полосы физическими лицами, транзитного проезда иностранцев через пограничную зону, что согласуется с положениями Конституции.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                          П.П.Миклашевич

Версия для печати