Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2018 г. № Р-1161/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича  П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм Закона Республики Беларусь «О регистре населения» (далее – Закон о регистре) с учетом практики его применения, а также их согласования с нормами иных законодательных актов.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, согласно которым:

 

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

 

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

 

каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (статья 28);

 

государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы; пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (части вторая и третья статьи 34).

 

Руководствуясь положениями части первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона, устанавливая соответствие его Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

1. Положениями статьи 1 Закона в Закон о регистре вносятся изменения и дополнения, уточняющие: определения терминов, применяемых в Законе о регистре (пункт 1); перечни основных и дополнительных персональных данных (пункты 4, 5); порядок внесения персональных данных в регистр населения (далее – регистр) (пункт 7); порядок ведения регистра (пункт 12); функции владельца (по ранее действовавшей редакции – распорядитель) регистра, регистрирующей службы по обеспечению функционирования регистра (пункты 13, 14); порядок предоставления персональных данных из регистра государственным органам, иным организациям, нотариусам (пункт 16); порядок предоставления персональных данных из регистра физическим лицам (пункт 18); порядок защиты персональных данных (пункт 22) и др.

 

Исходя из необходимости гарантирования конституционного права каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, Конституционный Суд отмечает, что основу регистра составляет база персональных данных физических лиц, содержащая конфиденциальную информацию, которая в связи с ее характером, процедурой обработки или использования требует защиты для исключения возможности нарушения права на неприкосновенность личной жизни.

 

Необходимость защиты персональных данных основывается также на международных обязательствах Республики Беларусь в сфере соблюдения одного из прав человека и гражданина – права на защиту частной жизни (статья 12 Всеобщей декларации прав человека, статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах).

 

Закон направлен на совершенствование правовых механизмов внесения персональных данных в регистр, их актуализации, исключения, хранения, восстановления, предоставления, использования и защиты.

 

2. В соответствии с положениями статьи 1 Закона основные персональные данные, указанные в статье 8 Закона о регистре, дополняются датой освобождения опекунов, попечителей от выполнения их обязанностей; уточняется перечень дополнительных персональных данных о семейном положении; из регистра исключаются данные о статусе работающего, безработного, неработающего; к дополнительным персональным данным относятся данные об инвалидности (пункты 4–6).

 

По мнению Конституционного Суда, уточнение Законом перечня персональных данных, которые должны накапливаться и храниться в регистре, направлено на оптимизацию их использования и исключение накопления в регистре сведений, предназначенных для хранения в специальных информационных системах, взаимосвязанных с регистром, формирование рационального и эффективного правового механизма получения и накопления необходимой информации в соответствующих информационных системах, предназначенных для сбора такой информации, и включение в данный регистр только тех персональных данных, которые действительно необходимы для решения выполняемых указанным регистром задач.

 

Конституционный Суд полагает, что указанные дополнения и изменения отвечают конституционному требованию об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции).

 

3. В Законе о регистре (пункт 1 статьи 12, пункты 1 и 2 статьи 14) устанавливается, что формирование регистра и последующая актуализация содержащихся в нем персональных данных производятся государственными органами и иными государственными организациями.

 

Законом (пункт 6 статьи 1) в пункт 1 статьи 12 Закона о регистре вносится дополнение, предусматривающее, что особенности внесения отдельных персональных данных в регистр и их актуализации в регистре определяются Советом Министров Республики Беларусь.

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (часть третья статьи 18).

 

Таким образом, в связи с устанавливаемым Законом правовым регулированием усматривается коллизия между приведенными нормой Закона «Об информации, информатизации и защите информации» и нормой Закона о регистре, наделяющей Совет Министров правом определять особенности внесения отдельных персональных данных в регистр и их актуализации.

 

Исходя из требований части второй статьи 7 Конституции, Конституционный Суд обращает внимание законодателя, что при дальнейшем совершенствовании правового регулирования данной сферы отношений следует устранить коллизию между нормами указанных законов в части определения особенностей внесения отдельных персональных данных в регистр и их актуализации в регистре, в рамках которых Совет Министров вправе действовать при осуществлении предоставленного ему полномочия.

 

4. Положениями Закона уточняются функции владельца регистра и регистрирующей службы. Так, владелец регистра наделяется в том числе функциями установления порядка исключения персональных данных из регистра и порядка ведения классификаторов регистра, а также осуществления программно-технического сопровождения ведения регистра (пункт 13 статьи 1), регистрирующая служба – функцией осуществления ведения классификаторов регистра (пункт 14 статьи 1).

 

Пунктом 7 статьи 1 Закона статья 13 Закона о регистре излагается в новой редакции, в соответствии с которой, в частности, устанавливается, что при создании новых информационных ресурсов (систем), модернизации (внесении конструктивных изменений в программные и (или) программно-технические средства) существующих информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, подлежащие внесению в регистр, персональные данные из них вносятся в регистр посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы, если иной порядок внесения персональных данных в регистр не согласован с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь; внесение персональных данных в регистр посредством  общегосударственной автоматизированной информационной системы осуществляется бесплатно.

 

Пунктом 16 статьи 1 Закона статья 24 Закона о регистре излагается в новой редакции, предусматривающей, что предоставление персональных данных (в том числе обезличенных) из регистра без согласия физического лица осуществляется регистрирующей службой бесплатно: государственным организациям, указанным в статье 12 Закона о регистре, – в целях обеспечения внесения персональных данных в регистр или актуализации персональных данных в регистре; органам, ведущим административный и (или) уголовный процесс, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, – для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности; иным организациям, нотариусам – при наличии у них предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь права на получение определенных персональных данных, необходимых для достижения конкретных целей.

 

По мнению Конституционного Суда, внесение Законом указанных изменений и дополнений, имеющих целью обеспечение надлежащего функционирования регистра, уточнение порядка внесения персональных данных в регистр, порядка предоставления персональных данных из регистра соответствующим государственным органам и иным организациям, нотариусам, отвечает современным тенденциям в сфере защиты информации, в том числе тенденции совершенствования правовых механизмов обеспечения конфиденциальности персональных данных граждан, исключая возможность идентификации личности при использовании обезличенных персональных данных, содержащихся в регистре, а также оперативного предоставления достоверных и актуальных персональных данных государственным органам и иным организациям, нотариусам, их информационного взаимодействия и сотрудничества, что свидетельствует о выполнении государством своей обязанности по созданию надлежащего правопорядка для достижения конституционно значимых целей (статьи 1, 2, 28, 34 и 59 Конституции).

 

5. Пункт 4 статьи 26 Закона о регистре излагается в новой редакции, согласно которой, в частности, физическое лицо может получить справку (выписку) из регистра в электронном виде, направив в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, запрос о предоставлении справки (выписки) из регистра в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (пункт 18 статьи 1 Закона).

 

Конституционный Суд считает, что уточнение правовых оснований получения справки (выписки) из регистра в электронном виде направлено на создание дополнительного правового механизма, обязывающего государство, его органы и должностных лиц предоставлять соответствующую информацию, а также надлежащим образом обеспечивать доступ к ней с учетом современного развития информационных технологий, которое создает новые возможности использования электронных коммуникаций для оптимизации деятельности государственных органов, организаций и граждан при получении юридически значимых документов, устанавливая правовые основы для применения электронного документа и электронной цифровой подписи в данной сфере правоотношений в целях реализации конституционного права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (часть первая статьи 34 Конституции).

 

6. Формирование Республики Беларусь как правового государства, включая установление в нем основополагающего правового принципа верховенства права, предполагает создание такой правовой системы, которая обеспечивает правовую определенность в регулировании общественных отношений, означающую в том числе непротиворечивость и логическую согласованность норм права. Только при неукоснительном соблюдении данных требований, на что неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда, право способно выполнять роль эффективного регулятора общественных отношений.

 

В связи с этим Конституционный Суд считает, что внесение в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона в Закон о регистре изменения, предусматривающего исключение из указанного Закона термина «персональные данные физических лиц», направлено на согласование соответствующих норм этого Закона и Закона «Об информации, информатизации и защите информации», содержащих сходные термины.

 

На необходимость установления единства в определении термина «персональные данные», применяемого в ряде законов, указывалось в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2016 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О переписи населения». В данном решении Конституционный Суд обратил внимание, что определение термина «персональные данные», используемое в Законе Республики Беларусь «О переписи населения», отличается от определений аналогичных терминов, содержащихся в законах Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и «О регистре населения», и отметил, что в целях реализации принципа правовой определенности необходимо установление единства в определении термина «персональные данные», применяемого в ряде законов, которое может быть обеспечено путем их взаимосогласования.

 

Кроме того, Законом (пункт 1 статьи 1) статья 2 Закона о регистре излагается в новой редакции, согласно которой уточняется ряд основных терминов и их определений, применяемых в этом Законе, – «запись в регистре», «ведение регистра», «регистрирующая служба», что, по мнению Конституционного Суда, обусловлено необходимостью достижения ясности и непротиворечивости его норм, однозначного их понимания и исключения различного толкования в правоприменительной практике и согласуется с принципом правовой определенности как важнейшим элементом конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).

 

Таким образом, из выявленного конституционно-правового смысла Закона следует, что его положения направлены на совершенствование правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности по внесению персональных данных физических лиц в регистр, их актуализации, исключению, хранению, восстановлению, предоставлению, использованию и защите.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич

Версия для печати