Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2018 г. № Р-1160/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича  П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 6 декабря 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения в законы Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «О государственной охране», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «О Следственном комитете Республики Беларусь», «О городском электрическом транспорте и метрополитене», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», «Об исполнительном производстве», «О судебных исполнителях».

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм указанных законов, а также их согласования с нормами иных законодательных актов.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, согласно которым:

 

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1);

 

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7);

 

Республика Беларусь – социальное государство, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2);

 

граждане Республики Беларусь имеют право на жилище; гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением (части первая и вторая статьи 48).

 

Руководствуясь положениями части первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона, устанавливая соответствие его Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

1. В целях согласования ряда норм указанных выше законов Республики Беларусь с нормами иных законодательных актов, совершенствования деятельности органов внутренних дел, оптимизации структуры и численности государственных органов Законом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» путем исключения указания на управление внутренних дел по охране Минского метрополитена (пункты 2–4 статьи 1), а также в законы Республики Беларусь «О государственной охране» (пункт 1 статьи 2), «О Следственном комитете Республики Беларусь» (пункт 2 статьи 4), «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» (пункты 1–3 статьи 6), «Об исполнительном производстве» (статья 7), «О судебных исполнителях» (статья 8) путем уточнения наименования категории работников государственных органов, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов.

 

Конституционный Суд отмечает, что вносимые Законом изменения направлены на достижение ясности и непротиворечивости норм законов, однозначное их понимание и исключение различного толкования в правоприменительной практике, что отвечает принципу правовой определенности как важнейшему элементу конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).

 

2. В соответствии с Законом (статья 3) статья 36 Закона «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», регулирующая финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственной безопасности, военнослужащих управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, излагается в новой редакции, предусматривающей в том числе положения об обеспечении военнослужащих управления военной контрразведки указанного Комитета в установленном законодательством порядке жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также жилыми помещениями путем их строительства в составе организаций застройщиков либо путем долевого строительства.

 

Кроме того, Законом уточняются нормы законов о формировании жилищного фонда органа государственной охраны (пункт 2 статьи 2), Следственного комитета Республики Беларусь (пункт 4 статьи 4), Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь (пункт 5 статьи 6).

 

Вносимые Законом изменения, по мнению Конституционного Суда, направлены на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с созданием надлежащих условий службы (работы), социальным, финансовым и материально-техническим обеспечением органов государственной безопасности, военнослужащих управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности, органа государственной охраны, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз.

 

Положения Закона согласуются с нормой Конституции, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59). В связи с этим государство обязано принимать все доступные ему меры для надлежащего обеспечения функционирования государственных органов, включая правовые, экономические, социальные и иные меры, в том числе финансового и материально-технического обеспечения, в целях создания надлежащих условий для эффективного выполнения возложенных на данные органы конституционно значимых задач.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати