Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
22 декабря 2018 г. № Р-1159/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

 

При проверке конституционности норм Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, предусматривающих, что:

 

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1);

 

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

 

граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56);

 

к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов (абзац третий статьи 121);

 

на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика (часть вторая статьи 132);

 

доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая статьи 133).

 

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

1. При проверке конституционности норм Налогового кодекса Республики Беларусь, излагаемого в новой редакции (далее – Кодекс), Конституционный Суд принимает во внимание ряд правовых позиций, выраженных им в ранее принятых решениях, предметом рассмотрения которых являлись акты налогового законодательства. Суть данных правовых позиций заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков как безусловное требование (решения от 11 июня 2001 г., от 3 ноября 2003 г. и от 23 декабря 2009 г.).

 

Налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов взаимообусловлены и взаимосвязаны. Право устанавливать налогообложение, которое в определенной мере ограничивает право собственности, вытекает из закрепленных Конституцией полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), а также ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2). Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов (решения Конституционного Суда от 11 октября 2010 г., от 26 декабря 2011 г., от 16 октября 2012 г., от 27 декабря 2013 г., от 24 декабря 2014 г., от 28 декабря 2015 г., от 2 июня 2016 г. и от 12 октября 2016 г.).

 

2. Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса налогообложение в Республике Беларусь основывается на принципах законности, обязательности и равенства налогообложения, презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), справедливости налогообложения, стабильности и гласности налогового законодательства, экономической обоснованности налогообложения.

 

Из приведенной нормы Кодекса следует, что законодателем расширяется перечень основных принципов налогообложения и определяется их содержание.

 

Так, в пункте 1 статьи 2 Кодекса предусматривается, что плательщик налогов, сборов (пошлин) признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений (часть вторая подпункта 1.4); налоги, сборы (пошлины), установленные данным Кодексом на очередной финансовый год, не подлежат изменению в течение этого финансового года (часть вторая подпункта 1.6); налоги, сборы (пошлины) устанавливаются с учетом необходимости обеспечения сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами, и объем доходов от уплаты налогов, сборов (пошлин) должен превышать затраты на их администрирование (часть вторая подпункта 1.8).

 

Конституционный Суд считает, что закрепляемые в пункте 1 статьи 2 Кодекса основные принципы налогообложения в Республике Беларусь во взаимосвязи с пунктом 2 данной статьи, в силу которого не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и финансовой стабильности, в том числе ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами, согласуются с положениями части второй статьи 2, частей второй, четвертой и пятой статьи 13, статей 22 и 56, части второй статьи 132, части второй статьи 133 Конституции.

 

3. На улучшение условий ведения бизнеса, упрощение порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) направлены положения Кодекса, которыми дополняется перечень оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от НДС (статья 118); уточняется порядок определения налоговой базы НДС (статья 120); совершенствуются нормы, касающиеся порядка выставления электронных счетов-фактур (статья 131), применения налоговых вычетов (статьи 132 и 133).

 

В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирования хозяйственной деятельности в соответствии с Кодексом расширяется возможность применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера: по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – с 10 до 15 процентов, по машинам, оборудованию и транспортным средствам – с 20 до 30 процентов (часть вторая подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170), а также снижаются ставки налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь, – до 6 процентов, в течение пяти предшествующих календарных лет – до 0 процентов (пункты 7 и 8 статьи 184).

 

Об уменьшении налоговой нагрузки свидетельствуют нормы Кодекса, согласно которым, в отличие от действующего правового регулирования, из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания мобильные (в том числе сборно-разборные и передвижные) для целей определения нормативных сроков службы основных средств (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 227); областные и Минский городской Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков на 2020 год и последующие годы не более чем в два раза (пункт 2 статьи 230 и пункт 10 статьи 241).

 

В отношении плательщиков – физических лиц устанавливается правило, согласно которому в случае, если за предшествующие налоговые периоды плательщику – физическому лицу не были исчислены налог на недвижимость и земельный налог, исчисление таких налогов допускается не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором производится такое исчисление (пункт 17 статьи 232 и пункт 18 статьи 243 Кодекса).

 

Для обеспечения однократности уплаты утилизационного сбора в Кодексе устанавливается, что для целей взимания данного сбора к транспортному средству не относится шасси и объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство, переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством Республики Беларусь (пункт 2 и подпункт 4.3 пункта 4 статьи 301). От данного сбора освобождаются транспортные средства, предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт 1.7 пункта 1 статьи 302 Кодекса).

 

На упрощение порядка налогового администрирования направлены нормы Кодекса, в силу которых, по сравнению с действующим правовым регулированием, из состава объектов налогообложения экологическим налогом исключается сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, а также сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов (подпункт 2.3 пункта 2 статьи 247); предусматривается обязанность индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по уведомлению налогового органа об использовании в предпринимательской деятельности капитальных строений (зданий, сооружений), увеличении (уменьшении) их площади или прекращении их использования в указанной деятельности, а также порядок представления такого уведомления (подпункт 1.2.3 пункта 1 статьи 326); из объекта налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и физических лиц исключается розничная торговля лекарственными растениями, ягодами, грибами, орехами, другой дикорастущей продукцией (пункт 6 статьи 337); определяются размеры ставок единого налога по видам деятельности с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. При этом областные и Минский городской Советы депутатов имеют право уменьшить (не более чем в два раза) установленные приложением 24 к Кодексу ставки единого налога в зависимости от населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков (город Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты), и места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта) (статья 339 Кодекса).

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование в части исчисления и уплаты отдельных видов налогов, сборов (пошлин) направлено на совершенствование отношений, возникающих в процессе исполнения налогового обязательства, и согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), об исполнении местными Советами депутатов решений вышестоящих государственных органов (статья 120).

 

4. На упрощение взаимоотношений плательщиков налогов, сборов (пошлин) с налоговыми органами направлены нормы статей 26 и 27 Кодекса, определяющие соответственно право на участие в налоговых отношениях независимо от места постановки на учет, места жительства и порядок взаимодействия с плательщиком.

 

Так, согласно статье 26 Кодекса плательщик имеет право получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц (пункт 1); физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, имеет право представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет, места жительства налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц и другие документы, а также обращаться независимо от места постановки на учет, места жительства за осуществлением административных процедур в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу или району в городе (пункт 2).

 

Для уточнения способов взаимодействия налоговых органов с плательщиками и обмена между ними документами  и (или) информацией в статье 27 Кодекса предусматривается, что документы и (или) информация могут быть представлены плательщиком в налоговый орган или направлены налоговым органом плательщику в письменной или электронной форме.

 

Из анализа содержания приведенных статей Кодекса следует, что их положения направлены на сокращение издержек плательщиков, связанных с уплатой налогов, сборов (пошлин), повышение качества их обслуживания, создание условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств.

 

Конституционный Суд считает, что данное правовое регулирование соответствует нормам Конституции, закрепляющим обязанность государства осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, а также принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть пятая статьи 13, часть первая статьи 59).

 

5.  В отношении ряда установленных налогов Законом предусматриваются уточнения, направленные на совершенствование порядка предоставления льгот. При этом Конституционный Суд обращает внимание на пункт 7 статьи 35 Кодекса, согласно которому в отношении льгот по налогам, сборам (пошлинам) проводится оценка эффективности их применения, с учетом результатов которой принимается решение о сохранении или отмене соответствующих льгот по налогам, сборам (пошлинам); порядок проведения оценки эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам), а также их классификация устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Из анализа содержания льгот, устанавливаемых в Кодексе в отношении налогов, сборов (пошлин), следует, что наряду с сокращением законодателем предусматривается предоставление новых льгот по отдельным налогам, сборам (пошлинам). Конституционный Суд, исходя из конституционных полномочий Парламента по установлению республиканских налогов и сборов законом (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), а также предписаний пункта 7 статьи 6 и статьи 35 Кодекса, закрепляющих порядок предоставления льгот по налогам, сборам (пошлинам), считает, что законодатель в пределах своих дискреционных полномочий вправе определять необходимость и целесообразность мер фискального характера, допустимость введения налоговых льгот или их отмены, а также изменять порядок использования налоговых льгот.

 

Конституционный Суд обращает внимание на нормы Кодекса в части регулирования социальных льгот, направленных на удешевление стоимости социально значимых товаров (работ, услуг), имущественных прав, стимулирование производства социально значимых товаров (работ, услуг), поддержку субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в социальной сфере, освобождение от налогообложения доходов отдельных категорий граждан и призванных смягчать и сглаживать социальное неравенство между различными группами населения, что отвечает сущности Республики Беларусь как социального государства.

 

Так, Кодексом предусматривается, что от налога на прибыль освобождается прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли, определенной за налоговый период, в котором передается прибыль), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь организациям для строительства объектов физкультурно-спортивного назначения, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также ряду общественных объединений, Белорусскому Обществу Красного Креста, Белорусскому детскому хоспису, Белорусскому детскому фонду и др. (пункт 1 статьи 181).

 

Нормами Кодекса расширяется круг льгот по подоходному налогу с физических лиц. Согласно статье 208 Кодекса от подоходного налога с физических лиц освобождаются денежные средства, единовременно предоставляемые в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей (пункт 2); вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством пациентами за участие в проведении клинических испытаний лекарственных средств (пункт 7); денежные премии, полученные победителями республиканского конкурса «Семья года», в размерах, установленных законодательством, а также призы, полученные участниками этого республиканского конкурса (пункт 27) .

 

В целях дополнительной социальной поддержки родителей (усыновителей, удочерителей), супруга (супруги), опекуна или попечителя, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет, в перечень иждивенцев для получения стандартного налогового вычета включаются инвалиды I и II группы старше 18 лет и одновременно дополняется перечень документов, на основании которых предоставляется стандартный налоговый вычет (подпункт 1.2 пункта 1 и пункт 3 статьи 209 Кодекса).

 

Из содержания подпункта 1.2 пункта 1 статьи 210 Кодекса следует, что законодателем исключается ограничение в части сумм предоставления социального налогового вычета по страховым взносам, уплаченным плательщиками страховым организациям Республики Беларусь по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, и закрепляется право плательщика на получение такого вычета в сумме страховых взносов, фактически уплаченной страховым организациям Республики Беларусь.

 

Конституционный Суд отмечает, что приведенные нормы Кодекса согласуются с конституционными принципами и нормами, в том числе с положением части пятой статьи 13 Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества.

 

6. В Кодексе устанавливаются размеры ставок по налогам, сборам (пошлинам).

 

Конституционный Суд обращает внимание на следующие положения Кодекса.

Так, действие ставки НДС в размере ноль (0) процентов при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь, продлевается до 1 января 2021 г. (подпункт 1.12 пункта 1 статьи 122).

 

В целях обеспечения исполнения международных обязательств Республики Беларусь, обусловленных пунктом 5 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и установления равных подходов к косвенному налогообложению в части ввозимых и произведенных на территории Республики Беларусь товаров подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 122 Кодекса предусматривается применение ставки НДС в размере 10 процентов при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений); дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции; продукции пчеловодства; продукции животноводства (за исключением пушнины); продукции рыбоводства.

 

В отношении возведенных после 1 января 2019 г. капитальных строений (зданий, сооружений), их частей для плательщиков-организаций предусматривается установление пониженных ставок налога на недвижимость на четыре года, начиная со второго года с даты приемки в эксплуатацию с постепенным увеличением ставки к четвертому году (второй год – 0,2 процента, третий – 0,4 процента, четвертый – 0,6 процента, пятый – 0,8 процента) (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 230 Кодекса).

 

Определяя в Кодексе размеры налогов, сборов (пошлин), законодатель реализует конституционное полномочие по установлению республиканских налогов и сборов законом (статьи 97 и 98 Конституции). Нормы Кодекса, касающиеся размеров ставок по налогам, сборам и пошлинам, Конституционный Суд оценивает, основываясь на положениях статей 13, 44 и 56 Конституции, а также на выраженной им ранее правовой позиции, согласно которой размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное соотношение государственных, общественных и частных интересов (решения от 11 октября 2010 г., от 26 декабря 2011 г., от 16 октября 2012 г. и др.).

 

7. С целью обеспечения надлежащего исполнения плательщиками налогового обязательства Кодексом уточняется перечень их обязанностей.

 

Так, перечень обязанностей плательщика, содержащийся в пункте 1 статьи 22 Кодекса, дополняется следующими обязанностями: сообщать по установленной форме в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и сроки, установленные законодательными актами, сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена такими законодательными актами, а также сообщать не позднее десяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь белорусскими организациями – об открытии или закрытии счета (подпункт 1.9); представлять не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, в налоговый орган по месту постановки на учет по установленной форме информацию о движении денежных средств по открытым белорусскими организациями счетам в банке и иной кредитной (финансовой) организации за пределами Республики Беларусь, за исключением корреспондентских счетов (подпункт 1.10). Плательщик, уплачивающий таможенные платежи, обязан сообщать в таможенный орган, в регионе деятельности которого он находится, о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации (пункт 2 статьи 22 Кодекса).

 

На достижение вышеуказанной цели направлены также положения статьи 85 Кодекса, устанавливающие правила взаимодействия с государственными органами, иными организациями, нотариусами в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Так, нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы по своему месту постановки на учет ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, о выдаче ими в течение квартала свидетельств о праве на наследство и (или) об удостоверении в течение квартала договоров отчуждения (дарения, мены, купли-продажи, ренты) имущества (пункт 3); Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь представляет в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информацию о доходах физических лиц за истекший календарный год не позднее 1 июня года, следующего за истекшим календарным годом (пункт 6), и др.

 

Такое правовое регулирование основывается на нормах Конституции, предусматривающих, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая статьи 7); граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

 

8. Статьей 5 Кодекса предусматривается, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства (пункт 1); если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены данным Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено частью второй пункта 2 (часть первая пункта 2); если Кодексом и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором Республики Беларусь, за исключением международных договоров Республики Беларусь, регулирующих взаимные поездки граждан, и международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, то применяются положения данного Кодекса и (или) иных законодательных актов (часть вторая пункта 2).

 

В пункте 5 статьи 86 Кодекса определяется, что банки обязаны представлять в Министерство по налогам и сборам сведения, которые подлежат передаче налоговому органу иностранного государства на основании международного договора, в том числе составляющие банковскую тайну организаций и физических лиц (далее – перечень сведений о счетах и внешнеторговых договорах, подлежащих передаче в рамках международного налогового обмена информацией), о счетах, открытых иностранными организациями и физическими лицами в банках, и операциях по таким счетам. Министерство по налогам и сборам информирует Национальный банк Республики Беларусь после получения информации из: Министерства иностранных дел Республики Беларусь – о вступлении в силу международного договора, содержащего обязательства по предоставлению через Министерство по налогам и сборам перечня сведений о счетах и внешнеторговых договорах, подлежащих передаче в рамках международного налогового обмена информацией; налогового органа иностранного государства – о завершении им установленных законодательством процедур, необходимых для начала обмена с Министерством по налогам и сборам перечнем сведений о счетах и внешнеторговых договорах, подлежащих передаче в рамках международного налогового обмена информацией, – в отношении международных договоров, которые вступили в силу ранее даты вступления в силу данного пункта.

 

Проверяя конституционность приведенных норм Кодекса, Конституционный Суд отмечает, что они согласуются с частью первой статьи 8 Конституции, устанавливающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года).

 

9. В Особенной части Кодекса устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) (статьи 112–307), местные налоги и сборы (статьи 308–323), а также регулируются особые режимы налогообложения (статьи 324–381) и налогообложение отдельных категорий плательщиков (статьи 382–386). Кроме того, в Особенную часть Кодекса включаются 24 приложения, устанавливающие ставки по отдельным налогам, сборам (пошлинам), а также функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) для целей исчисления земельного налога.

 

Конституционный Суд отмечает, что в Особенной части Кодекса определяются обязательные элементы налогов, сборов (пошлин), что соответствует конституционному принципу верховенства права (часть первая статьи 7) и закрепляемому в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 2 Кодекса одному из основных принципов налогообложения – принципу законности налогообложения. Такое правовое регулирование находится также в системной взаимосвязи с положениями статьи 6 Кодекса, согласно которым при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, в ином случае налог считается неустановленным и не подлежит уплате (пункт 4); налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка (ставки), налоговый период (при возможности его определения), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты (пункт 5); при установлении сбора (пошлины) определяются его плательщики, объекты обложения, ставки, сроки уплаты и при необходимости другие элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам) (пункт 6).

 

При оценке конституционности положений Особенной части Кодекса, регламентирующих вопросы исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) и наполняющих их отдельные элементы новым содержанием, Конституционный Суд исходит из того, что конституционализация общественных отношений связана не только с осуществлением прав граждан, но и с добросовестностью выполнения каждым конституционных обязанностей, включая обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции).

 

10. При анализе норм главы 10 «Налоговый контроль» Кодекса Конституционный Суд отмечает, что они направлены на совершенствование  налогового контроля и форм его осуществления, в том числе путем введения предварительного и последующего этапов проведения камеральной проверки, целью которой является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину) (статья 73), а также уточнения порядка и сроков проведения выездной налоговой проверки (статья 74) и др.

 

Так, в соответствии со статьей 73 Кодекса налоговый орган вправе получать от плательщика при проведении: предварительного этапа камеральной проверки – пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов); последующего этапа камеральной проверки – первичные учетные документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов и (или) документы, на основании которых уменьшены подлежащие уплате в бюджет суммы налогов, сборов (пошлин) в отношении иных элементов налогообложения, и (или) информацию, пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин), а также экономическое обоснование цены в порядке и случаях, предусмотренных главой 11 Кодекса (пункт 4).

 

Согласно пункту 8 статьи 74 Кодекса, определяющей порядок проведения выездной проверки, срок проведения проверки, за исключением тематической оперативной и дополнительной проверок, не может превышать: индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, лица, осуществляющего ремесленную деятельность или деятельность в сфере агроэкотуризма, временного (антикризисного) управляющего, не являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, – 15 рабочих дней; иного проверяемого субъекта – 30 рабочих дней; срок, указанный в части первой данного пункта, может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа; данный срок не распространяется на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу; срок проведения тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его филиала не должен превышать 3 рабочих дней; срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней; данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование осуществления налогового контроля направлено как на повышение эффективности налогового контроля со стороны государственных органов по проверке исполнения плательщиками налогового законодательства, так и на учет интересов плательщиков налогов, сборов (пошлин), что соответствует конституционному положению о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13 Конституции).

 

11. Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные данным Кодексом, либо Президентом Республики Беларусь, либо международными договорами, составляющими право Евразийского экономического союза, и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

 

Соответственно в пункте 1 статьи 11 Кодекса предусматривается, что установление, введение, изменение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются путем принятия закона о внесении изменений и (или) дополнений в данный Кодекс и (или) издания акта Президента Республики Беларусь, а установление, изменение плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам осуществляются также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

 

При проверке конституционности данных положений Кодекса Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную в решении от 7 мая 2018 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», суть которой заключается в том, что, наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.

 

Конституционный Суд полагает, что такое законодательное регулирование соответствует положениям Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7); Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8).

 

Таким образом, Конституционный Суд считает, что нормы Закона направлены на совершенствование налоговых отношений, повышение эффективности налогового администрирования, взаимодействия плательщиков и иных лиц с налоговыми органами, упразднение барьеров для развития деловой инициативы, улучшение инвестиционного климата и тем самым на создание условий и механизмов формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей социального государства.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич

 

Версия для печати