Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
22 декабря 2018 г. № Р-1158/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича  П.П., заместителя Председателя Карпович  Н.А., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях».

 

Заслушав судью-докладчика Карпович Н.А., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом закрепляются положения о компенсации стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, об иммунитете государства, а также уточняются требования к содержанию инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, согласно которым:

 

Республика Беларусь является правовым государством, обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1); признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

 

государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13);

 

государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством; принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (части первая, третья и пятая статьи 44).

 

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

1. Законом (пункт 2 статьи 1) Закон Республики Беларусь «Об  инвестициях» (далее – Закон об инвестициях) дополняется статьей 121, предусматривающей, что компенсация стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, должна быть своевременной и полной (часть первая); устанавливаются правила, при которых такая компенсация в случаях национализации или реквизиции данного имущества признается своевременной (часть вторая), и определяются условия, при выполнении которых в совокупности такая компенсация стоимости имущества признается полной (часть третья).

 

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование направлено на создание дополнительных механизмов обеспечения прав и законных интересов инвесторов, защиту конституционно гарантированного права частной собственности, а также формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, способствующего устойчивому развитию экономики государства.

 

Конституционный Суд отмечает, что компенсация инвестору стоимости имущества в результате его национализации или реквизиции является одной из международных гарантий инвестиционной деятельности, закрепленных в ряде международно-правовых актов, в том числе Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой Резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года (подпункт «с» пункта 2 статьи 2); Конвенции Содружества Независимых Государств о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года (статья 9); Протоколе о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (пункты 79–81) и др.

 

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что предусматриваемое Законом регулирование компенсации стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, согласуется с нормами статьи 44 Конституции, в силу которых государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством; принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (части первая, вторая и пятая), и отвечает положениям соответствующих международно-правовых актов.

 

2. Законом (пункт 3 статьи 1) Закон об инвестициях дополняется статьей 131 «Иммунитет государства», закрепляющей, что в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь, в договорах с Республикой Беларусь, связанных с осуществлением инвестиций, заключаемых с иностранными инвесторами, может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении обеспечения иска и исполнения судебного постановления или арбитражного решения.

 

По мнению Конституционного Суда, в условиях расширения участия государства в гражданско-правовых отношениях, исходя из норм Конституции, предусматривающих, что Республики Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1), законодатель вправе предусмотреть возможность отказа государства от иммунитета в соответствующих отношениях.

 

При проверке конституционности дополняющей Закон об инвестициях статьи 131 Конституционный Суд также учитывает, что аналогичные положения, касающиеся возможности отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении обеспечения иска и исполнения судебного постановления или арбитражного решения, содержатся в статье 36 Закона Республики Беларусь «О концессиях», регулирующего сходные общественные отношения.

 

Из положений статьи 1, частей четвертой и пятой статьи 13 Конституции во взаимосвязи с нормами статьи 59 Конституции следует обязанность государства принимать все доступные ему меры по защите своей независимости и территориальной целостности, конституционного строя, обеспечению законности и правопорядка, осуществлению и защите прав граждан, регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества.

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодательное регулирование относительно иммунитета государства имеет целью повысить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь для иностранных инвесторов, обеспечить конкурентоспособные условия их деятельности, улучшить деловую среду, не создавая угрозы суверенитету и экономической безопасности страны.

 

3. Пунктом 4 статьи 1 Закона часть четвертая статьи 17 Закона об инвестициях излагается в редакции, из содержания которой следует, что в инвестиционном договоре с Республикой Беларусь, наряду с условиями, ранее предусмотренными Законом об инвестициях, должны быть определены также источники инвестиций, порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с исполнением его условий.

 

В силу норм статьи 13 Конституции о гарантировании государством всем равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая) во взаимосвязи с положениями статей 97 и 98 Конституции, закрепляющими конституционные полномочия Парламента по принятию законов, законодатель имеет широкие дискреционные возможности определять порядок и условия осуществления инвестиций.

 

Основываясь на данных конституционных положениях, в том числе на нормах Конституции о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), Конституционный Суд считает, что законодательное закрепление более широкого перечня обязательных условий инвестиционного договора с Республикой Беларусь имеет целью обеспечение прав и законных интересов инвесторов, достижение необходимой определенности условий заключаемых сторонами инвестиционных договоров, развитие механизмов функционирования конституционной экономики.

 

Таким образом, Закон направлен на создание дополнительных правовых гарантий деятельности инвесторов, защиту их прав и законных интересов, обеспечение прав собственников имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, дальнейшую конституционализацию экономических отношений в области осуществления инвестиций.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати