Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
9 июля 2018 г. № Р-1134/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича  П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов».

 

Заслушав судью-докладчика Карпович Н.А., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 7 июня 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее ХПК), Трудовой кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» вносятся изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в области защиты государственных секретов, в том числе с учетом практики применения законодательства о государственных секретах.

 

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит анализ и проверку Закона исходя из норм Конституции:

 

провозглашающих Республику Беларусь правовым государством, которое защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);

 

предусматривающих, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции), во взаимосвязи с конституционной нормой, устанавливающей, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

 

гарантирующих гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации и устанавливающих обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставить гражданину возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (части первая и вторая статьи 34);

 

гарантирующих гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41);

 

гарантирующих каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).

 

Руководствуясь положениями части первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона, устанавливая соответствие его Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

2. Статьей 1 Закона закрепляются особенности осуществления участниками хозяйственного процесса отдельных прав по делам, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, направления или вручения данным лицам процессуальных документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты (пункты 2–4).

 

ХПК дополняется статьей 561, предусматривающей, что ознакомление с материалами дел, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, выписки из них, снятие копий с материалов дел, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты, осуществляются участниками хозяйственного процесса с соблюдением требований законодательства о государственных секретах; при этом закрепляется обязанность суда, рассматривающего экономические дела, определить место и срок ознакомления участников хозяйственного процесса с процессуальными документами или их копиями, содержащими сведения, составляющие государственные секреты. В статьях 141 и 203 ХПК устанавливается, что с соблюдением требований законодательства о государственных секретах осуществляются ознакомление с процессуальными документами или их копиями, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, выписки из них, ознакомление с описательной и мотивировочной частями решения суда, содержащими сведения, составляющие государственные секреты.

 

По мнению Конституционного Суда, предусматриваемое Законом регулирование реализации прав участников хозяйственного процесса в отношении материалов дел и процессуальных документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, учитывает установленный в ХПК порядок хозяйственного процесса, а также значимость в системе гарантий конституционного права на судебную защиту возможности для названных лиц пользоваться информацией, содержащейся в таких материалах дел и процессуальных документах.

 

Законом (пункт 7 статьи 3) уточняются также условия предоставления допуска к государственным секретам гражданам, являющимся участниками уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса (их представителям), которым допуск к государственным секретам предоставляется в период их участия в процессе. Согласно излагаемой в новой редакции статье 33 Закона «О государственных секретах» решение о предоставлении допуска к государственным секретам таким гражданам считается принятым с момента отобрания у них подписки о необходимости соблюдения ими требований законодательства Республики Беларусь о государственных секретах и о предупреждении их об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты (части седьмая и восьмая).

 

Конституционный Суд отмечает, что приведенными положениями Закона обеспечивается развитие правовых механизмов реализации конституционного права каждого на судебную защиту при рассмотрении судом дел, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, в том числе исключающих возможность несоразмерного ограничения права участников уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса на ознакомление с непосредственно затрагивающими их права и свободы документами и материалами.

 

Тем самым законодателем реализована правовая позиция, изложенная в решении Конституционного Суда от 8 июля 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», направленная на наиболее полное соблюдение конституционных прав граждан в отношениях, связанных с предоставлением допуска к государственным секретам. В указанном решении признано, что установленный в Законе «О государственных секретах» порядок допуска к государственным секретам участников уголовного, гражданского, хозяйственного и административного процесса согласуется с положениями статей 60 и 62 Конституции, гарантирующими права граждан на судебную защиту и на юридическую помощь. Вместе с тем Конституционный Суд отметил, что отказ названным лицам в предоставлении допуска к государственным секретам должен быть мотивированным и обоснованным и выноситься в строгом соответствии с действующим законодательством.

 

Таким образом, устанавливаемое Законом регулирование, предусматривающее ознакомление с соблюдением требований законодательства о государственных секретах участниками хозяйственного процесса с материалами дела и процессуальными документами или их копиями, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, выписок из них, включая обязанность суда определить место и срок такого ознакомления, а также уточняющее условия допуска к государственным секретам участников уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса (их представителей), обеспечивает развитие правовых механизмов реализации названными лицами их процессуальных прав наряду с предотвращением разглашения или утраты сведений, относящихся к государственным секретам и защищаемых государством в соответствии с Законом «О государственных секретах» и иными актами законодательства.

 

Такое законодательное регулирование отвечает конституционной обязанности государственных органов, должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (часть вторая статьи 34 Конституции), развивает конституционно-правовые гарантии каждому судебной защиты его прав и свобод, в том числе конституционного права сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование судебных постановлений (часть первая статьи 60, часть третья статьи 115 Конституции), и согласуется с конституционными положениями, провозглашающими Республику Беларусь правовым государством, которое обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1 Конституции).

 

3. Законом вносятся изменения в Трудовой кодекс, согласно которым к числу дополнительных оснований прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях отнесен отказ в соответствии с законодательными актами в предоставлении допуска к государственным секретам работнику, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск, а равно отказ такого работника от предоставления ему допуска к государственным секретам либо прекращение в соответствии с законодательными актами допуска к государственным секретам такого работника, когда прекращение его допуска к государственным секретам является препятствием для продолжения им работы по занимаемой должности (статья 2).

 

Одновременно статьей 3 Закона в Законе «О государственных секретах» закрепляются нормы об отражении обязанности в трудовом договоре (контракте) соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о государственных секретах (абзац десятый пункта 7), недопустимости назначения гражданина на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам, без предоставления ему допуска к государственным секретам (абзац пятый пункта 8) либо продолжения работы (службы) по занимаемой должности в случаях отказа в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам, отказа гражданина от предоставления ему допуска или прекращения допуска к государственным секретам (пункты 10 и 11).

 

Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную в ряде его решений, суть которой состоит в том, что конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям.

 

Нормы Конституции, закрепляющие право на труд и гарантии его реализации (часть первая статьи 41), с учетом конституционной значимости защиты государственных секретов влекут необходимость определения на уровне закона дополнительных требований к трудовой деятельности, связанной с использованием государственных секретов. Одним из таких требований вышеприведенными положениями Закона определено наличие у лица допуска к государственным секретам, что само по себе, выступая условием осуществления трудовой деятельности, связанной с необходимостью доступа к государственным секретам, не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом либо как ограничение гарантируемого Конституцией права на труд.

 

По мнению Конституционного Суда, предусматриваемое Законом регулирование, уточняющее правовую взаимосвязь между фактом наличия допуска к государственным секретам и трудовыми правоотношениями, опосредующими выполнение трудовых функций, связанных с необходимостью доступа к государственным секретам, отвечает конституционным положениям о праве на труд (часть первая статьи 41 Конституции), а также принципу правовой определенности как необходимой составляющей конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), соблюдение которого при ясности и точности правовых норм обеспечивает их однозначное понимание и единообразное применение.

 

4. Положениями статьи 3 Закона уточняются полномочия государственных органов в сфере государственных секретов (пункты 2 и 3) и перечень мер, посредством которых осуществляется защита государственных секретов (пункт 5), корректируются условия и порядок предоставления гражданам допуска к государственным секретам, случаи прекращения такого допуска, порядок доступа к государственным секретам граждан (пункты 6–12).

 

В соответствии с Законом (пункт 9 статьи 3) статья 35 Закона «О государственных секретах» дополняется нормой, согласно которой должностным лицам, избранным (назначенным) на высшие государственные должности Республики Беларусь, и их заместителям, руководителям государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, председателям областных и Минского городского исполнительных комитетов, Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, помощникам Президента Республики Беларусь допуск к государственным секретам предоставляется с даты избрания (назначения) их на должность, если иное не установлено указанной статьей данного Закона.

 

По мнению Конституционного Суда, приведенными нормами Закона совершенствуются правовые основы защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях реализации конституционного принципа верховенства права, в том числе конституционных положений, устанавливающих, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).

 

5. Пунктом 13 статьи 3 Закона статья 41 Закона «О государственных секретах», закрепляющая временные ограничения прав граждан, дополняется запретом для граждан, которым предоставлен допуск к государственным секретам, получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

 

Конституционный Суд отмечает, что установление повышенных требований к гражданам, которым предоставлен допуск к государственным секретам, является допустимым. Конституционный принцип равенства, который предполагает защиту прав и законных интересов без всякой дискриминации (статья 22 Конституции), не исключает возможности при осуществлении законодательного регулирования в отношении лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, предусматривать для них различия, исключения, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям.

 

Конституционный Суд отмечает, что при регулировании данных отношений законодателем учтена правовая позиция Конституционного Суда, выраженная им в решении от 7 апреля 2011 г. «О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша «О Карте поляка» и подтвержденная в ряде других решений.

 

Вводимый Законом запрет на получение гражданами, которым предоставлен допуск к государственным секретам, от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества, а равно пользование такими льготами и преимуществами, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, является обоснованным, поскольку получение льгот и преимуществ может поставить данных граждан в определенную зависимость от иностранных государств, вызвать конфликт интересов, а  следовательно, угрозу разглашения сведений, отнесенных к государственным секретам. Данный запрет согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, и отвечает принципу пропорциональности, поскольку предусматриваемые Законом ограничения прав граждан соразмерны защищаемым интересам.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати