Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
7 мая 2018 г. № Р-1123/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 апреля 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 24 апреля 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Положениями Закона вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» путем изложения его в новой редакции (далее – Закон о международных договорах).

 

Закон принят в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с заключением, вступлением в силу, официальным опубликованием, регистрацией, хранением, учетом, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь.

 

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и прямого действия ее норм, исходя из положений Конституции:

 

провозглашающих Республику Беларусь правовым государством, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (части первая и вторая статьи 1);

 

устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

 

определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также что Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8);

 

не допускающих заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (часть третья статьи 8);

 

предусматривающих, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права (часть первая статьи 18);

 

гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

 

закрепляющих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

2. Как суверенное независимое государство и полноправный субъект мирового сообщества Республика Беларусь, обладая верховенством и полнотой власти, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Одним из средств обеспечения реализации международной политики Республики Беларусь и защиты интересов государства на международной арене являются международные договоры Республики Беларусь.

 

Статьей 3 Закона о международных договорах устанавливается, что заключение, вступление в силу, официальное опубликование, регистрация, хранение, учет, исполнение, приостановление действия и прекращение международных договоров Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее – Венская конвенция), другими международными договорами Республики Беларусь, данным Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

Приведенная норма, определяющая правовую основу указанных юридически значимых действий, отвечает положениям Конституции об установлении в Республике Беларусь принципа верховенства права, обязанности государства, всех его органов и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8); о том, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из общепризнанных принципов и норм международного права (часть первая статьи 18).

 

3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 и пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции осуществляет полномочие по принятию законов о ратификации и денонсации международных договоров.

 

Согласно статье 19 Закона о международных договорах ратификации подлежат в том числе межгосударственные и межправительственные договоры: являющиеся поправками к межгосударственным и межправительственным договорам, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона Республики Беларусь или акта Верховного Совета Республики Беларусь; о приостановлении действия и прекращении межгосударственных и межправительственных договоров Республики Беларусь, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона Республики Беларусь или акта Верховного Совета Республики Беларусь.

 

Установление дополнительных оснований для принятия решения о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора путем его ратификации в форме закона соответствует конституционным полномочиям Парламента Республики Беларусь и устраняет правовую неопределенность при выборе способа выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора, которым вносятся поправки в ранее ратифицированные договоры, либо международного договора о приостановлении действия и прекращении ранее ратифицированных договоров.

 

Данное правовое регулирование согласуется с установленным Конституцией принципом верховенства права (часть первая статьи 7) и имплицитно выраженным конституционным принципом правовой определенности.

 

Как указывалось в ряде решений Конституционного Суда, верховенство права включает ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм; посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.

 

4. В целях оптимизации процедур заключения международных договоров и реализации международных обязательств Республики Беларусь Законом о международных договорах предусматриваются совершенствование порядка предоставления полномочий на совершение юридических действий по заключению международных договоров (статьи 8, 13–16) и сокращение сроков выполнения процедуры определения способа выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров (статья 18).

 

Так, в соответствии с частями первой и третьей статьи 8 Закона о международных договорах полномочия на проведение переговоров по проектам межгосударственных и межправительственных договоров или по вопросу о возможности участия Республики Беларусь в таких международных договорах, подписание таких международных договоров или проведение переговоров и подписание таких международных договоров предоставляются государственному органу Республики Беларусь, департаменту государственного органа и могут быть реализованы: Премьер-министром Республики Беларусь – по его инициативе с уведомлением государственного органа Республики Беларусь, департамента государственного органа, уполномоченных на подписание таких международных договоров; Министром иностранных дел Республики Беларусь – по согласованию между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и государственным органом Республики Беларусь, департаментом государственного органа, уполномоченными на подписание таких международных договоров.

 

Согласно частям первой и пятой статьи 13 Закона о международных договорах полномочия на проведение переговоров по проектам международных договоров межведомственного характера или по вопросу о возможности участия Республики Беларусь в таких международных договорах, подписание таких международных договоров или проведение переговоров и подписание таких международных договоров предоставляются руководителям государственного органа Республики Беларусь, департамента государственного органа, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в проектах таких международных договоров, и могут быть реализованы Министром иностранных дел Республики Беларусь и его заместителями, чрезвычайными и полномочными послами Республики Беларусь, а также постоянными представителями Республики Беларусь при международных организациях по согласованию между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и государственным органом Республики Беларусь, департаментом государственного органа, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в проектах таких международных договоров.

 

Статьей 18 Закона о международных договорах устанавливается, что:

 

Министерство иностранных дел Республики Беларусь в семидневный срок со дня получения текста международного договора, который не вступил в силу со дня подписания, обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, от государственного органа Республики Беларусь, департамента государственного органа или депозитария направляет копию международного договора в Министерство юстиции Республики Беларусь и государственный орган Республики Беларусь, департамент государственного органа, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международном договоре (часть первая);

 

Министерство юстиции Республики Беларусь в пятнадцатидневный срок со дня получения копии международного договора, а в случае, если международный договор заключен только на иностранном языке, также получения официального перевода международного договора на белорусский и (или) русский языки представляет соответствующее заключение в Министерство иностранных дел Республики Беларусь (часть третья);

 

на основании заключения Министерства юстиции Республики Беларусь и исходя из положений международного договора Министерство иностранных дел Республики Беларусь определяет способ выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора и в семидневный срок со дня получения заключения Министерства юстиции Республики Беларусь направляет в государственный орган Республики Беларусь, департамент государственного органа, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международном договоре, уведомление о необходимости внесения предложений о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора определенным способом, а также копию заключения Министерства юстиции Республики Беларусь (часть четвертая).

 

Статьей 18 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» в действующей редакции предусмотрены соответственно десятидневный, тридцатидневный и десятидневный сроки исполнения указанных юридических действий.

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование:

 

направлено на совершенствование процедур заключения международных договоров Республики Беларусь, укрепление международных связей белорусского государства;

 

отвечает общеправовому принципу разумности как основному началу правотворческой деятельности;

 

основывается на нормах Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан (часть вторая статьи 1, часть первая статьи 59);

 

согласуется с такими принципами внешней политики Республики Беларусь, как повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации; развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества, установленными в программном Законе Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (абзацы четвертый и пятый пункта 23).

 

5. В соответствии с Конституцией государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).

 

Конституционный Суд отмечает, что регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества предполагает развитие международных экономических связей, в том числе в целях привлечения в национальную экономику финансовых ресурсов международных организаций.

 

В статье 1 Закона о международных договорах закрепляется понятие «международный договор, направленный на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций», которое определяется как межгосударственный или межправительственный договор, направленный на привлечение в Республику Беларусь займов (кредитов) международных организаций в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также на привлечение в Республику Беларусь инвестиций таких международных организаций (абзац четырнадцатый).

 

В Законе о международных договорах устанавливается положение, в соответствии с которым решения о проведении переговоров по проектам межгосударственных и межправительственных договоров и (или) подписании таких международных договоров в отношении международных договоров, направленных на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций, устанавливающих иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, и (или) предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, принимаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в форме постановления (статья 5).

 

В части второй статьи 19 Закона о международных договорах предусматривается норма, согласно которой международные договоры, направленные на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций, устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, и (или) предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, утверждаются указами Президента Республики Беларусь.

 

По мнению Конституционного Суда, приведенные положения Закона о международных договорах направлены на оптимизацию процедур проведения переговоров по проектам международных договоров, обеспечивающих привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций, и подписания таких договоров, а также сокращение временных затрат на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций, что отвечает положению части пятой статьи 13 Конституции.

 

Кроме того, данный законодательный подход основывается на конституционных функциях Президента Республики Беларусь как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, представляющего Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями (части первая и вторая статьи 79 Конституции), а также полномочиях Правительства Республики Беларусь по разработке и реализации основных направлений внутренней и внешней политики, обеспечению проведения единой экономической политики (абзацы третий и пятый статьи 107 Конституции).

 

6. В Законе о международных договорах предусматриваются процедура выражения намерения Республики Беларусь не становиться участником международного договора и процедура отзыва документа о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. Так, данным Законом устанавливается, что Республика Беларусь может в соответствии с условиями международного договора и (или) международным правом: выразить намерение не становиться участником международного договора, который не вступил в силу со дня подписания, обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор (часть первая статьи 26); отозвать документ о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора до даты его вступления в силу (часть первая статьи 27).

 

Конституционный Суд считает, что положения Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), а также об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59), предполагают необходимость максимально возможного учета интересов Республики Беларусь при заключении международных договоров. Предусмотренные приведенными выше нормами юридические процедуры, по мнению Конституционного Суда, направлены на обеспечение интересов Республики Беларусь и ее граждан в международных отношениях.

 

В Законе о международных договорах содержатся также нормы о заявлениях к международным договорам.

 

Согласно данному Закону заявление к международному договору – односторонняя официальная позиция в любой формулировке и под любым наименованием, выраженная государством, международной организацией или иным субъектом, обладающим правом заключать международные договоры, посредством которой уточняются или разъясняются смысл, значение международного договора или его определенных положений (абзац седьмой статьи 1); заявление к международному договору может быть сделано Республикой Беларусь в любое время в соответствии с условиями такого международного договора и (или) международным правом (часть первая статьи 29).

 

Формулирование заявлений к международным договорам используется в международной практике. Будучи по своей сути интерпретационным правоположением декларативного характера, заявление к международному договору, хотя и не направлено на изменение содержания договора, может стать действенным средством, обеспечивающим корректировку поведения субъектов международного права с целью учета интересов Республики Беларусь. Поскольку Венская конвенция предусматривает случаи, когда формулирование оговорок к договору не допускается (пункты «а» – «с» статьи 19), заявления к международному договору остаются единственным средством, позволяющим выразить особую позицию государства. Возможность формулирования заявлений к международным договорам, предоставляемая соответствующим государственным органам статьей 29 Закона о международных договорах, по мнению Конституционного Суда, отвечает закрепленным частью третьей статьи 21, частью первой статьи 59 Конституции целям и ценностям.

 

7. Частью первой статьи 36 Закона о международных договорах предусматривается, что международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.

 

Конституционный Суд считает, что данная норма согласуется с частью первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства, и с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться», закрепленным в статье 26 Венской конвенции, в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, а также со статьей 27 указанной Конвенции, определяющей, что участник данной Конвенции не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

 

В отличие от Закона «О международных договорах Республики Беларусь» в действующей редакции, в Законе о международных договорах не воспроизводится положение о том, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства.

 

Оценивая данное изменение правового регулирования, Конституционный Суд исходит из следующего.

 

В соответствии с частью второй статьи 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства. Аналогичные по содержанию нормы включены в ряд законов Республики Беларусь: Банковский кодекс (часть вторая статьи 3), Бюджетный кодекс (пункт 6 статьи 3) и некоторые другие.

 

Такое понимание термина «законодательство Республики Беларусь» отражает сложившуюся в нашем государстве законотворческую практику, учитывает важную роль и значение международных договоров в правовой системе Беларуси как непосредственно действующего права, обязывает суды, другие государственные органы и должностных лиц применять нормы международного права.

 

Конституционный Суд отмечает, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.

 

Учитывая конституционную значимость международных договоров в правовой системе страны, Конституционный Суд в соответствии с частью четвертой статьи 116 Конституции по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента не только Конституции, но и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

 

Таким образом, исходя из положений части первой статьи 7, части первой статьи 8 и части третьей статьи 21 Конституции, Конституционный Суд считает, что в целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и правовой определенности законодателю при дальнейшем совершенствовании правового регулирования следует учитывать, что нормы права, содержащиеся в ратифицированных международных договорах, являются составной частью действующей системы права на территории Республики Беларусь.

 

8. Законом о международных договорах предусматривается, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (часть вторая статьи 36).

 

В статье 17 Закона о международных договорах закрепляются положения о том, что согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено: подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к международному договору, путем правопреемства в отношении международного договора (часть первая); любым иным способом, предусмотренным международным договором, при соблюдении процедуры, установленной этим Законом для указанных в части первой данной статьи способов выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора (часть вторая).

 

Конституционный Суд считает, что нормы международного права, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь выражено не путем принятия нормативного правового акта о ратификации, утверждении (принятии), присоединении, правопреемстве, а иными способами – подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, и которые вступили в силу со дня совершения данных действий, также являются частью действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования и подлежат непосредственному применению. Коллизии международно-правовых норм и норм внутригосударственного законодательства, по мнению Конституционного Суда, необходимо устранять на основе общепризнанного принципа международного права «договоры должны соблюдаться» (статья 26 Венской конвенции).

 

9. Конституцией предусмотрено, что Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (часть вторая статьи 8).

 

Для обеспечения деятельности межгосударственных образований и других международных организаций в соответствии с учреждающими их международными договорами, а также общепризнанными нормами и принципами международного права образуются органы указанных субъектов международных отношений, которые могут обладать определенными дискреционными полномочиями.

 

В части третьей статьи 37 Закона о международных договорах устанавливается, что если международным договором Республики Беларусь предусмотрена обязательность акта органа международной организации или межгосударственного образования, участницей которого является Республика Беларусь, то такие акты подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с условиями международного договора и (или) международным правом, а также непосредственному применению в случае, когда непосредственное применение следует из такого акта и (или) соответствующего международного договора, для применения норм которого не требуется принятие (издание) нормативного правового акта.

 

Конституционный Суд отмечает, что данный законодательный подход направлен на обеспечение должного функционирования межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, основывается на положениях части второй статьи 1, частей первой и второй статьи 7, частей первой и второй статьи 8, части первой статьи 59 Конституции и согласуется с общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международно-правовой доктриной.

 

При этом Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, содержащуюся в Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году», согласно которой открытость Республики Беларусь для международно-правовой интеграции обусловливает возможность передачи части суверенных полномочий наднациональным структурам межгосударственных объединений; при этом, исходя из верховенства Конституции, не могут ограничиваться суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития, изменяться демократический, социальный и правовой характер белорусского государства, умаляться конституционные права и свободы граждан.

 

10. Статьей 31 Закона о международных договорах предусматривается, что официальное опубликование международных договоров Республики Беларусь, в том числе временно применяемых Республикой Беларусь, осуществляется путем размещения их текстов на белорусском и (или) русском языках либо текстов их официальных переводов на белорусский и (или) русский языки на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

 

Таким образом, законодателем реализована правовая позиция, изложенная в решении Конституционного Суда от 8 июля 2013 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», в части устранения правовой неопределенности, касающейся опубликования временно применяемых Республикой Беларусь международных договоров.

 

В указанном решении Конституционным Судом было признано необходимым установление порядка официального опубликования временно применяемых Республикой Беларусь международных договоров на том основании, что поскольку международные договоры, временно применяемые Республикой Беларусь до их вступления в силу, могут содержать положения, непосредственно затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, то они подлежат исполнению в том же порядке, что и международные договоры, вступившие в силу, и, следовательно, являются составной частью правовой системы Республики Беларусь.

 

Своевременное и полное исполнение решений Конституционного Суда, как отмечено в Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году», способствует утверждению конституционной законности, поддержанию высокого уровня доверия граждан к правосудию и деятельности органов государственной власти, свидетельствует о реализации конституционных гарантий защиты прав, свобод и законных интересов каждого, что представляет собой реальное проявление конституционализма как неотъемлемой части правосознания личности и правовой культуры общества в целом.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич

Версия для печати