Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
14 февраля 2018 г. № Р-1121/2018
О правовом регулировании исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О правовом регулировании исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению».

 

В судебном заседании приняли участие:

 

полномочный представитель Президента Республики Беларусь в Конституционном Суде – Мицкевич В.В., Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

 

полномочный представитель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде – Бодак А.Н., председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству;

 

представители:

 

Верховного Суда Республики Беларусь – Забара А.А., заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

 

Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – Стук А.К., заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь;

 

Министерства юстиции Республики Беларусь – Авдеев А.Д., заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.

 

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 14 ноября 2017 г. в соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), абзацем восьмым части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частями второй и четвертой статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» по вопросу правового регулирования исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

 

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., выступления полномочных представителей Президента Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде, представителей Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, проанализировав положения Конституции, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон, Закон об исполнительном производстве) и иных законодательных актов Республики Беларусь, исследовав представленные документы и другие материалы дела, Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Конституцией предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь высшая цель государства; государство гарантирует  права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства  (части первая и третья статьи 21).

 

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13 Конституции).

 

Статьей 22 Конституции  определено, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

 

Согласно Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).

 

В соответствии со статьями 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона; каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

 

Международным пактом о гражданских и политических правах закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве, а также применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются (подпункты «а», «с» пункта 3 статьи 2).

 

Из приведенных конституционных положений и норм международно-правовых актов во взаимосвязи с требованиями части первой статьи 59 Конституции следует, что государство обязано принимать все доступные ему меры по обеспечению прав и свобод граждан, включая судебную защиту этих прав и свобод.

 

2. В соответствии со статьей 39 Закона «О конституционном судопроизводстве» в Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции, Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, на кафедру гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета были направлены запросы, в письменных ответах на которые указанные органы и иные организации изложили свое мнение по делу.

 

Верховный Суд полагает, что существующее правовое регулирование срока предъявления исполнительного документа к исполнению допускает при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению (по инициативе взыскателя или при его недобросовестных действиях) продление его на неопределенно длительное время. Верховный Суд считает, что это не в полной мере согласуется с закрепленными в статье 5 Закона об исполнительном производстве принципами равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства, а также процессуальной экономии. Применяемый подход создает правовую неопределенность и не учитывает возможность злоупотребления правом со стороны взыскателя, в связи с чем положения Закона, регламентирующие вопросы перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению, подлежат соответствующей корректировке.

 

По мнению Генеральной прокуратуры, взыскатели, которым документ возвращен судебным исполнителем в связи с тем, что взыскание не произведено или произведено частично, а также взыскатели, которым исполнительный документ возвращен по их заявлению, обладают равными правами на неоднократное предъявление возвращенного исполнительного документа в пределах срока давности, исчисление которого является одинаковым для взыскателей обеих категорий. Отзыв исполнительного документа является правом взыскателя, защищающего свои интересы, нарушенные должником. Генеральная прокуратура полагает, что действующее законодательство достаточно полно и справедливо регулирует правоотношения, связанные с перерывом срока предъявления исполнительного документа к исполнению, и оснований для внесения изменений либо дополнений в Закон об исполнительном производстве не имеется.

 

Министерство юстиции указывает, что Законом об исполнительном производстве четко регламентированы порядок и сроки предъявления исполнительных документов, их перерыв, приостановление и последствия истечения. Данная регламентация базируется на основополагающем конституционном принципе обязательности судебных постановлений, принципах надлежащего исполнения обязательств, баланса прав сторон исполнительного производства, а также многолетней практике исполнения исполнительных документов различных категорий. Проблема недобросовестного использования взыскателями (залогодержателями) их права на отзыв исполнительного документа на стадии принятия решения об оставлении за собой в счет погашения долга нереализованного заложенного имущества должников после повторных торгов решена Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67. Согласно части четвертой пункта 134 данной Инструкции, если залогодержатель, являющийся взыскателем, не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение одного месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися либо в течение указанного срока подаст заявление о возвращении исполнительного документа, судебный исполнитель выносит постановление о прекращении договора залога, снимает арест с этого имущества, если на исполнении отсутствуют исполнительные документы в пользу других взыскателей. Министерство юстиции считает существующее регулирование отношений взыскателя и должника обоснованным, четким и оптимальным, что подтверждается практикой принудительного исполнения исполнительных документов, в связи с чем внесение изменений и (или) дополнений в Закон об исполнительном производстве в части корректировки сроков предъявления исполнительных документов к исполнению не требуется.

 

Национальный центр законодательства и правовых исследований отмечает, что не располагает информацией о практике применения положений законодательства, касающихся срока предъявления исполнительного документа к исполнению, а также проблемах, возникающих или имеющихся при применении правовых норм в данной части. В ответе указывается, что в Законе об исполнительном производстве отсутствует правовая неопределенность в правовом регулировании перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

 

По мнению кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, законодательство об исполнительном производстве базируется на принципе диспозитивности, в соответствии с которым возбуждение исполнительного производства осуществляется по инициативе взыскателя. В силу данного принципа взыскатель обладает в исполнительном производстве рядом распорядительных правомочий, в том числе правом ходатайствовать о возвращении ему исполнительного документа. Действующее законодательство об исполнительном производстве не ущемляет прав должника. Предъявление взыскателем исполнительного документа к принудительному исполнению является лишь следствием неисполнения обязанности должником. В Гражданском кодексе Республики Беларусь закреплен принцип добросовестности и разумности участников гражданских отношений, а статья 13 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь исходит из того, что любой участник гражданского судопроизводства предполагается добросовестным, пока не доказано обратное. При этом оснований не применять данный принцип к взыскателю не имеется. Кафедра считает, что правовая неопределенность в положениях Закона об исполнительном производстве относительно продолжительности срока на предъявление исполнительного документа к исполнению при заявлении взыскателем ходатайства о возвращении исполнительного документа отсутствует.

 

3. Из норм Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства, а также гарантировании каждому судебной защиты его прав и свобод (часть третья статьи 21, часть первая статьи 60) во взаимосвязи с нормой, предусматривающей обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (часть вторая статьи 115), следует обязанность государства установить в законодательстве эффективный механизм реализации судебных решений.

 

Исполнение судебного решения является действенной гарантией судебной защиты прав и свобод каждого. При этом защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип обязательности судебного решения.

 

Принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, регулируется специальным законодательством, в том числе Законом об исполнительном производстве. В соответствии с Законом к задачам исполнительного производства отнесены восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов (статья 4).

 

В Законе установлено, что исполнительное производство осуществляется в том числе на принципах законности, процессуальной экономии, равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, беспристрастности (статья 5).

 

3.1. Определяя условия и порядок ведения исполнительного производства, Закон предусматривает, что исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, если иное не установлено законодательными актами (часть первая статьи 34).

 

Согласно статье 35 Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается в том числе возбуждением исполнительного производства (часть первая); после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок (часть вторая).

 

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство при поступлении в орган принудительного исполнения в срок, установленный статьей 34 Закона, заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства, составленного в соответствии с требованиями статьи 43 Закона, и исполнительного документа, предъявленных взыскателем (часть первая статьи 42 Закона).

 

Статьей 55 Закона предусмотрено, что возбужденное исполнительное производство оканчивается в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; направления исполнительного документа по месту получения должником – гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заработной платы и приравненных к ней доходов, указанных в части третьей статьи 103 Закона; установления обстоятельств, влекущих возвращение исполнительного документа взыскателю в соответствии со статьей 53 Закона; установления обстоятельств, влекущих прекращение исполнительного производства в соответствии со статьей 52 Закона.

 

В качестве обстоятельств, влекущих возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства, статьей 53 Закона определены случаи, имеющие отношение как к должнику, так и к взыскателю.

 

К числу случаев, имеющих отношение к должнику, относятся случаи, перечисленные в абзацах третьем, пятом – восьмом, десятом – двенадцатом части первой статьи 53 Закона: в частности, у должника отсутствуют денежные средства и (или) иное имущество, на которые может быть обращено взыскание, должник не проживает или не находится по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения либо не установлено место нахождения его имущества; в отношении должника – индивидуального предпринимателя, должника – юридического лица открыто конкурсное производство; у должника отсутствует имущество, подлежащее передаче взыскателю по исполнительному документу. К числу случаев, имеющих отношение к взыскателю, в соответствии с абзацами вторым, четвертым, девятым части первой этой же статьи Закона относятся подача заявления взыскателя о возвращении исполнительного документа; отказ взыскателя оставить за собой не реализованное в процессе исполнения исполнительного документа имущество должника при отсутствии у должника другого имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание; препятствие взыскателя своими действиями (бездействием) исполнению исполнительного документа.

 

При наличии указанных оснований судебный исполнитель обязан в соответствии с частью третьей статьи 55 Закона вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа согласно части первой статьи 53 Закона, что в силу части второй этой же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах сроков, установленных статьей 34 Закона.

 

В случае истечения трехлетнего срока, предназначенного для такого конкретного процессуального действия, как предъявление взыскателем выданного ему судом исполнительного документа к исполнению, исполнительное производство в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 44 Закона не может быть возбуждено, в связи с чем взыскатель лишается возможности принудительного исполнения решения суда. Вместе с тем срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается, в частности, частичным исполнением или возбуждением исполнительного производства, но после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается вновь (части первая и вторая статьи 35 Закона). При этом истекшее время не засчитывается в новый срок – в отличие от приостановления неистекшего срока, течение которого приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства, – и со дня его возобновления течение сроков продолжается (статья 32 Закона).

 

В то же время в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено или произведено частично, исчисление нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения взыскателю (часть третья статьи 35).

 

Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению после того, как ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен взыскателю на основании его заявления, влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, вследствие чего его течение начинается заново, что ведет к бессрочному и ничем не ограниченному праву взыскателя неоднократно предъявлять исполнительный документ в органы принудительного исполнения, тем самым создавая правовую неопределенность в части течения установленных Законом сроков предъявления исполнительного документа к исполнению.

 

3.2. Конституционный Суд отмечает, что присущий гражданским правоотношениям принцип диспозитивности, в силу которого участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах (часть третья статьи 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь), распространяется и на процессуальные отношения, связанные с рассмотрением в судах споров в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам. В гражданском и хозяйственном процессуальном законодательстве диспозитивность означает, что юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право свободно распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами, не нарушая при этом права и охраняемые законом интересы других лиц и государства (часть первая статьи 18 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, часть первая статьи 23 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

 

По общему правилу принцип диспозитивности распространяется и на процессуальные отношения, связанные с принудительным исполнением судебных актов, принятых в рамках гражданского судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам. Диспозитивное начало в распоряжении правами в ходе исполнительного производства проявляется в праве взыскателя заявить о возвращении исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично. Исходя из того, что осуществление этого права не может быть ограничено при условии соблюдения установленного законодательством об исполнительном производстве порядка в силу принципов гражданского судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам, в том числе закрепленных Конституцией равенства всех перед законом, состязательности и равенства сторон в процессе, Закон предоставляет взыскателю право неоднократного предъявления к исполнению исполнительного документа после его возвращения, а также право неоднократного отзыва исполнительного документа после возбуждения исполнительного производства.

 

В связи с тем, что в каждом случае предъявления исполнительного документа к исполнению после возвращения исполнительного документа взыскателю срок его предъявления к исполнению прерывается, такие действия взыскателя в течение неограниченного времени могут привести к тому, что исполнительное производство не будет окончено исполнением содержащегося в исполнительном документе требования, а должник должен неопределенно долгое время пребывать под угрозой применения к нему и принадлежащему ему имуществу исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

 

4. Конституция, провозглашая, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), гарантирует каждому свободу предпринимательской деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту, реализуемую на основе равенства всех перед законом (часть четвертая статьи 13, статья 22, части первая и вторая статьи 44, часть первая статьи 60).

 

Отношения собственности, включая основания и порядок приобретения, перехода и утраты права собственности, а также объем и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, регулируются законодателем (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции). Содержание данного регулирования, как следует из статей 1, 2, части первой статьи 8, части четвертой статьи 13, частей первой и третьей статьи 21, частей второй и пятой статьи 44 Конституции, не может определяться законодателем произвольно: отношения собственности в Республике Беларусь должны регламентироваться в соответствии с принципами правового государства, на основе юридического равенства и справедливости и исходя из того, что право собственности, как и другие права и свободы человека и гражданина, признается и гарантируется в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

В силу части первой статьи 1, части второй статьи 7, статьи 22, части первой статьи 23, части шестой статьи 44, части первой статьи 60 Конституции и исходя из общеправового принципа справедливости, право собственности и иные имущественные права подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности для обеспечения баланса прав и законных интересов всех участников гражданского оборота – собственников, кредиторов, должников; возможные ограничения законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров должны также отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и соразмерными.

 

Общепризнанные принципы неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающие равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обусловливают свободу владения, пользования и распоряжения имуществом, включая возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, и вместе с тем необходимость соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц. Это означает, в частности, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц; соответственно, предполагается и возможность исполнения собственником своих гражданско-правовых обязательств за счет принадлежащего ему имущества.

 

Изложенное в полной мере распространяется также на отношения, которые связывают кредитора и должника, не исполнившего свое гражданско-правовое обязательство и в силу этого отвечающего принадлежащим ему имуществом перед кредитором, включая возможность обращения взыскания в предусмотренных Законом случаях на имущество в рамках исполнительного производства.

 

Согласно Конституции осуществление права собственности не должно ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44), поэтому законодатель, обеспечивая условия для равной судебной защиты прав взыскателя и должника, должен исходить из того, что возникающие коллизии их законных интересов не могут преодолеваться путем предоставления защиты одних прав в нарушение других, равноценных по своему конституционному значению. В таких случаях права и законные интересы участников гражданского оборота должны получать соразмерную (пропорциональную) защиту на основе баланса конституционных ценностей.

 

Таким образом, законодатель призван обеспечивать правовую определенность, стабильность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, поддерживая как можно более высокий уровень взаимного доверия между субъектами правоотношений и создавая необходимые условия для эффективной защиты права собственности и иных имущественных прав.

 

Исходя из указанного, установленный Законом срок предъявления исполнительного документа к исполнению позволяет заинтересованным лицам – взыскателю и должнику избежать неопределенности в вопросе о том, в течение какого времени имущество, на которое может быть обращено взыскание, будет находиться под угрозой совершения в отношении его мер принудительного исполнения, и, ориентируясь на данный срок, соответствующим образом планировать свое поведение в отношении этого имущества.

 

Вместе с тем допускаемая взаимосвязанными положениями статей 34, 35 и 53 Закона возможность неоднократного прерывания течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, вследствие чего этот срок всякий раз начинает течь заново, посредством свободного волеизъявления взыскателя на отзыв исполнительного документа из органов принудительного исполнения ведет к неопределенному по длительности фактическому выведению имущества должника из сферы гражданского оборота и ограничению его права собственности на данное имущество. Подобное законодательное регулирование не может рассматриваться как обеспечивающее стабильность и предсказуемость гражданского оборота и в нарушение конституционного баланса интересов взыскателя и должника в исполнительном производстве создает предпосылки существенного ущемления права собственности должника, а также препятствия для его эффективной судебной защиты.

 

5. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7), важнейшими составляющими которого являются законность, правовая определенность, доступ к правосудию в независимых и беспристрастных судах, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

 

Предусмотренное Конституцией право каждого на судебную защиту (часть первая статьи 60) выступает гарантией реализации других конституционных прав и свобод и носит универсальный характер.

 

Законодательная регламентация принудительного исполнения исполнительного документа должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства. При установлении правового регулирования, определяющего право взыскателя на предъявление исполнительного документа к исполнению и право требовать возвращения ему исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично, законодатель в силу статей 21, 23, 97 и 98 Конституции обязан исходить из необходимости соблюдения баланса интересов взыскателя и должника в исполнительном производстве, а также из возможности их ограничения только законом соразмерно конституционно значимым целям в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

По мнению Конституционного Суда, положения Закона, предусматривающие возможность неоднократного прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае подачи взыскателем заявления о возвращении исполнительного документа  и повторного предъявления им этого исполнительного документа к исполнению, допускают тем самым возможность неоднократного продления указанного срока, что свидетельствует о наличии правовой неопределенности законодательного регулирования общественных отношений в сфере исполнительного производства. Данная правовая неопределенность в правовом регулировании перерыва срока предъявления исполнительных документов к исполнению имеет конституционно-правовое значение, поскольку не обеспечивает верховенства норм Конституции, гарантирующих права собственника имущества, равную судебную защиту прав взыскателя и должника, принятие мер по надлежащему исполнению судебных решений как важнейшей составляющей судебной защиты и созданию для этого необходимых условий.

 

При этом Конституционный Суд обращает внимание на необходимость гармонизации исполнительного производства Республики Беларусь с исполнительным производством Российской Федерации с целью установления идентичных механизмов правового регулирования исполнения исполнительных документов в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза.

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом.

 

Конституционный Суд, основываясь на нормах Конституции о том, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59), считает необходимым устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если ранее предъявленный к исполнению тот же самый исполнительный документ был возвращен судебным исполнителем взыскателю по его заявлению.

 

На основании изложенного, руководствуясь частями первой и седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзацем восьмым части третьей статьи 22 и статьей 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частью второй статьи 74, статьями 75, 77, 80, 84, частью семнадцатой статьи 85 и статьей 160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. В целях соблюдения конституционного принципа верховенства права и реализации принципа правовой определенности признать необходимым устранить неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае предъявления к исполнению исполнительного документа, ранее возвращенного взыскателю по его заявлению.

 

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

3. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

4. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                 П.П.Миклашевич

Версия для печати