Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
28 декабря 2017 г. № Р-1114/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

 

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом (статьи 1 и 2) в законы Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимого имущества) и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» вносятся изменения и дополнения, обусловленные необходимостью совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

 

Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет нормы Закона, исходя из:

 

положений Конституции, предусматривающих, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшая цель государства, которое гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть первая статьи 2, части первая и третья статьи 21);

 

установленных в Конституции норм о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантировании им равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13); о гарантировании государством каждому права собственности и содействии ее приобретению; о праве собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; о защите государством собственности, приобретенной законным способом, включая гарантированную судебную защиту (части первая – третья статьи 44, часть первая статьи 60);

 

конституционной обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности, а также ответственности этих органов и лиц за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59 Конституции).

 

1. Нормами пунктов 3, 15 и 27 статьи 1 Закона определяется новый субъект государственной регистрации – авторизованный посредник, оказывающий гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуги, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесением исправлений, внесением отметок в регистрационную книгу, предоставлением сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации.

 

По мнению Конституционного Суда, с учетом прав авторизованного посредника, предусматриваемых пунктом 2 статьи 181,  которой дополняется Закон о государственной регистрации недвижимого имущества, пользование услугами этого лица является одним из способов содействия гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в реализации их прав, а также исполнении обязанностей, возникающих в связи с государственной регистрацией недвижимого имущества. Перечень лиц, которые согласно части второй пункта 1 статьи 181 могут быть авторизованным посредником (адвокат, риэлтерская организация, нотариус, само юридическое лицо, чей документ является основанием для государственной регистрации) и в соответствии с пунктом 2 этой статьи осуществлять такие права, как право составлять заявления о государственной регистрации, о внесении исправлений, о внесении отметок в регистрационную книгу о предоставлении сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; получать от гражданина, организации документы, представляемые для осуществления указанных действий для их последующего направления в организацию по государственной регистрации; изготавливать электронные копии представленных ему документов на бумажном носителе; направлять электронные документы, электронные копии документов на бумажном носителе в организацию по государственной регистрации, свидетельствует о предоставлении рассматриваемых прав лицам, имеющим знания и умения, необходимые для оказания  квалифицированного содействия в вопросах государственной регистрации.

 

Конституционный Суд считает, что с учетом предусмотренного в статье 8 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и статье 6 Закона о государственной регистрации недвижимого имущества права заинтересованного лица участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей в системном единстве с положениями части первой статьи 59 Конституции закрепление Законом положений о новом субъекте государственной регистрации – авторизованном посреднике направлено на создание действенных механизмов дальнейшей реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права  пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей не только в суде, но и в иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами (часть первая статьи 62 Конституции).

 

2. Статьей 1 Закона корректируется срок, в течение которого государственные органы, иные государственные организации обязаны представлять по запросу организаций по государственной регистрации или регистраторов имеющиеся у них сведения и документы (абзац четвертый пункта 13); предусматривается сокращение срока совершения регистрационного действия с семи до пяти рабочих дней; устанавливается возможность приостановления только один раз регистрационного действия при поступлении заявления заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания сделки, права или ограничения (обременения) права, о государственной регистрации которых просит другое заинтересованное лицо (абзацы второй и третий пункта 30), а также возможность удостоверения регистратором документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, независимо от места нахождения недвижимого имущества (пункт 40).

 

Конституционный Суд полагает, что указанные уточнения законодательного регулирования призваны оптимизировать процедуру государственной регистрации недвижимого имущества  и соответственно порядок возникновения, перехода и прекращения прав, связанных с недвижимым имуществом и подлежащих государственной регистрации, усилить гарантии ее оперативности, препятствовать затягиванию процессов государственной регистрации и исключить неопределенность в гражданском обороте.

 

Нормативными предписаниями статьи 1 Закона предусматриваются электронное взаимодействие авторизованных посредников с организациями по государственной регистрации (пункт 15); возможность передачи заявления о внесении исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества прав на него и сделок с ним, в том числе в виде электронного документа, электронной копии документа на бумажном носителе (пункт 22); представление электронных копий бумажных документов для осуществления государственной регистрации (пункт 27).

 

Установление Законом правовых основ применения электронного документооборота направлено на обеспечение реализации конституционного принципа осуществления государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, упрощение и ускорение обработки информации, поступающей в электронном виде, создание новых возможностей использования электронных коммуникаций для оптимизации работы государственных органов, иных организаций и граждан с юридически значимыми документами.

 

Такое совершенствование системы государственной регистрации недвижимого имущества с применением перевода на электронную копию документов на бумажном носителе отвечает международным подходам к развитию системы электронного управления и «электронного правительства». Так, согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 15 декабря 2004 года Rec(2004)15 «Об электронном управлении» данное управление рассматривается как средство увеличения эффективности демократических процессов; фундамент для сотрудничества между государственными органами, частным сектором и другими организациями гражданского общества.

 

3. Закон о государственной регистрации недвижимого имущества дополняется статьей 101, определяющей последствия признания судами недействительной государственной регистрации: создания недвижимого имущества; права, связанного с иным правом, ограничением (обременением) права; сделки с недвижимым имуществом (пункт 9 статьи 1 Закона).

 

Вносимыми Законом изменениями уточняются последовательность государственной регистрации возникновения права, ограничения (обременения) права на капитальное строение (здание, сооружение), особенности государственной регистрации недвижимого имущества при его разделе или слиянии (пункты 8, 37 и 38 статьи 1).

 

По мнению Конституционного Суда, указанные изменения законодательного регулирования направлены на защиту прав и законных интересов собственников недвижимого имущества, иных правообладателей и заинтересованных лиц, исключение неопределенности в гражданском обороте, достижение прозрачности правоотношений при осуществлении правообладателем своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом и тем самым на совершенствование механизма реализации гарантий, предусмотренных в статьях 44 и 59 Конституции.

 

4. Конституционный Суд отмечает расширение Законом полномочий специально уполномоченного органа государственного управления Республики Беларусь в области государственной регистрации, республиканской организации по государственной регистрации и регистраторов.

 

Так, предусматривается, что специально уполномоченный орган государственного управления утверждает правила профессиональной этики регистратора, правила заполнения и порядка выдачи свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, а также устанавливает порядок внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и порядок направления в организации по государственной регистрации уведомлений о намерении осуществлять деятельность в качестве авторизованного посредника, электронных документов, электронных копий документов на бумажном носителе, представленных для осуществления государственной регистрации (абзацы третий, пятый – седьмой пункта 10 статьи 1 Закона).

 

Согласно абзацу четвертому пункта 11 статьи 1 Закона республиканской организации по государственной регистрации предоставляется право принимать решения об аннулировании записей, внесенных в регистрационную книгу при внесении исправлений, за исключением записей, внесенных на основании судебных постановлений.

 

Пунктом 11, которым дополняется статья 16, и  излагаемым в новой редакции пунктом 6 статьи 31 Закона о государственной регистрации недвижимого имущества предусматриваются права регистратора свидетельствовать верность копии, изготовленной с копии документа, содержащегося в регистрационном деле; удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе; удостоверять документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина или индивидуального предпринимателя (абзацы пятый – восьмой пункта 14, пункт 26 статьи 1 Закона).

 

При оценке конституционности данных норм Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Конституция гарантирует всем равные возможности свободного использования имущества для предпринимательской деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также защиту указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом (часть четвертая статьи 13, статья 22, части первая и вторая статьи 44).

 

Отношения собственности, включая основания и порядок приобретения и утраты права собственности, а также объем и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом регулируются законодателем (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции). Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что государственной регистрации подлежат недвижимое имущество, права на него и сделки с ним; порядок государственной регистрации и основания для отказа в регистрации устанавливаются законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (пункты 1, 6 статьи 131).

 

В соответствии со статьей 7 Закона о государственной регистрации недвижимого имущества государственная регистрация недвижимого имущества является юридическим актом признания и подтверждения  государством создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества. Недвижимое имущество считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента  государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

 

Государственная регистрация права на имущество осуществляется уполномоченными в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимого имущества органами на основе принципов публичности и достоверности государственного регистра (статья 21); лицо, указанное в государственном регистре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном указанным Законом порядке в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним не включена запись об ином (статьи 24 и 28).

 

По мнению Конституционного Суда, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Данная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность, поэтому она не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также равных возможностей свободного использования имущества для предпринимательской деятельности.

 

Учитывая изложенное, Конституционный Суд считает, что уточнение полномочий государственных организаций в области государственной регистрации недвижимого имущества и регистраторов направлено на более эффективную работу указанных организаций по осуществлению деятельности в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и основывается на конституционных нормах об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

 

5. Законом вносятся изменения, уточняющие определения понятий и закрепляющие новое понятие для целей Закона о государственной регистрации недвижимого имущества «электронная копия документа на бумажном носителе» (пункт 1 статьи 1); корректируются ряд статей Закона о государственной регистрации недвижимого имущества и статья 20 Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» в целях обеспечения соблюдения правил нормотворческой техники, согласования нормативных положений между собой и с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (пункты 5–7, абзац третий пункта 9, пункт 12, абзац пятый пункта 30, пункты 34, 35 статьи 1, статья 2).

 

Тем самым создаются условия для формирования единой внутренне согласованной правовой системы, основывающейся на требованиях правовой определенности как необходимого элемента верховенства права, соблюдение которых при ясности и точности правовых норм обеспечивает однозначное понимание, единообразное применение законодательных положений.

 

Таким образом, вносимые Законом в законы Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» изменения и дополнения направлены на совершенствование законодательного регулирования общественных отношений по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для признания и защиты прав, связанных с этим имуществом, в соответствии с конституционно определенными целью и высшей ценностью общества и государства, какой являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                      П.П.Миклашевич

Версия для печати