Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
28 декабря 2017 г. № Р-1112/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
 
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
 
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
 
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
 
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
 
Законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
 
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования ряда положений данных кодексов с учетом правоприменительной практики; развития правовых механизмов, позволяющих обеспечить соразмерность ответственности причиненному вреду; оптимизации административного процесса.
 
Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет соответствие Закона Конституции: 
 
исходя из норм Конституции, устанавливающих, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);
 
основываясь на положениях Конституции об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2), в том числе по соблюдению Конституции и законов, уважению прав, свобод, законных интересов других лиц (статьи 52 и 53);
 
учитывая предписания статьи 13 Конституции, согласно которым государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; государство обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части четвертая и пятая);
принимая во внимание, что в силу статьи 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению (часть первая); собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, а неприкосновенность собственности охраняется законом (часть вторая); собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (часть третья);
 
руководствуясь нормами Конституции, определяющими компетенцию Парламента принимать законы об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98), допускающими ограничение прав и свобод только в случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 23), в том числе устанавливать и отменять административную ответственность за несоблюдение законодательства в различных областях правоотношений, корректировать конкретные составы административных правонарушений и размеры санкций.
 
1. Закон содержит ряд положений, направленных на смягчение административной ответственности в экономической сфере.
 
1.1. Так, статьей 1 Закона в ряде статей КоАП снижаются верхний и нижний пределы штрафов за совершение административных правонарушений (пункты 16, 20, 21, 31, 40 и др.), расширяется возможность применения альтернативной штрафу меры в виде предупреждения (пункты 19, 21, 25, 31, 37 и др.). 
 
По мнению Конституционного Суда, снижение минимального и максимального размеров штрафов имеет целью снижение бремени чрезмерных административных взысканий, налагаемых на физических и юридических лиц, а применение такого вида административного взыскания, как предупреждение, которое заключается в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения (статья 6.4 КоАП), предоставляет возможность правоприменителю не налагать имущественное взыскание за нарушения, которые не наносят значительный вред охраняемым законом интересам. Вместе с тем неимущественное взыскание в виде предупреждения будет являться мерой административного воздействия в целях предотвращения новых правонарушений, что согласуется с конституционными положениями, в соответствии с которыми Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1), государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
 
1.2. Законом существенно сокращается сфера применения конфискации.
 
В ряде норм КоАП, предусматривающих ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 12) и против порядка таможенного регулирования (глава 14), исключается административное взыскание в виде конфискации имущества (пункты 45, 48, 49, 55, 64 и другие пункты статьи 1 Закона).
 
При этом обязательная конфискация сохраняется только в отношении вещей, изъятых из оборота, в отношении остальных товаров конфискация может применяться по усмотрению правоприменителя либо заменяется штрафом, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения. Кроме того, устанавливается возможность частичной конфискации дохода, а не всей его суммы.
 
Из статьи 6.12 КоАП исключается примечание, запрещающее замену конфискации на взыскание стоимости в отношении административных таможенных правонарушений (пункт 7 статьи 1 Закона), что дает основание при рассмотрении дел о таких правонарушениях шире применять взыскание стоимости как вид административного взыскания.
 
Вносимые законодателем изменения направлены на создание более благоприятных условий для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и обеспечение гарантий защиты права собственности, приобретенной на законных основаниях, а также на исключение практики обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение, в том числе конфискации имущества, принадлежащего добросовестному приобретателю.
 
Оценивая указанные нормы Закона, Конституционный Суд подтверждает свою правовую позицию относительно конфискации имущества, выраженную в решении от 6 июня 2017 г. «О правовом регулировании специальной конфискации», согласно которой, исходя из конституционного принципа верховенства права и принципа пропорциональности, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели, чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых интересов и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; при этом ограничения права собственности, исходя из взаимосвязанных положений части первой статьи 23 и части пятой статьи 44 Конституции, допускаются только в случаях, предусмотренных законом, если они необходимы для защиты иных конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности).
 
В указанном решении Конституционный Суд обратил внимание законодателя и на отсутствие в национальной правовой системе должного нормативного регулирования, основанного на Конституции и международном праве, обеспечивающего надлежащую защиту собственности, приобретенной законным способом, а также имущества, принадлежащего добросовестному приобретателю. 
По мнению Конституционного Суда, предусматриваемая Законом корректировка норм КоАП ориентирована на защиту права собственности добросовестных участников гражданского оборота, что отвечает положению Конституции, согласно которому собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (часть третья статьи 44), а также соответствует требованиям международно-правовых стандартов в этой сфере.
 
1.3. Законом закрепляются условия привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности. Так, устанавливается, что за совершение административных правонарушений в экономической сфере указанные субъекты привлекаются к административной ответственности при наличии условий, свидетельствующих о причинении вреда жизни или здоровью людей, либо существенном характере причиненного имущественного вреда, а также при наличии других обстоятельств, исчерпывающий перечень которых определяется в статье 4.8 КоАП, излагаемой в новой редакции пунктом 3 статьи 1 Закона.
 
Кроме того, расширяется перечень оснований для освобождения от ответственности при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда (пункт 4 статьи 1 Закона).
 
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое законодателем правовое регулирование призвано способствовать устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечению соразмерности административной ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, индивидуализации административного взыскания, что отвечает конституционным требованиям, согласно которым государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.
 
2. Изменения и дополнения, вносимые Законом (статья 2) в ПИКоАП, направлены на совершенствование порядка административного процесса, уточнение прав и обязанностей его участников, а также порядка исполнения административного взыскания.
 
2.1. Уточняется компетенция государственных органов и их должностных лиц по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях с учетом структурных изменений органов, ведущих административный процесс, а также правоприменительной практики.
 
Так, в новой редакции излагаются часть 1 статьи 3.6 и пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, определяющие компетенцию органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях; из подведомственности органов внутренних дел исключаются административные правонарушения, противодействие которым не связано с реализацией этими органами возложенных на них законодательными актами функций по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (пункты 8, 20 статьи 2 Закона).
 
В новой редакции излагаются также часть 1 статьи 3.8 и пункт 32 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, определяющие компетенцию Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь по делам об административных правонарушениях. При этом процессуальные полномочия данного органа уточняются исходя из особенностей той сферы, в которой он осуществляет государственный контроль (пункты 10, 20 статьи 2 Закона).
 
Кроме того, вносятся изменения в часть 1 статьи 3.13, статью 3.20, пункты 26 и 28 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, уточняющие полномочия налоговых органов, органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях (пункты 14, 17 и 20 статьи 2 Закона). 
 
Данное правовое регулирование направлено на оптимизацию исполнения указанными государственными органами своих функций в административном процессе, уточнение их компетенции с учетом области общественных отношений, в которой они осуществляют государственный контроль (надзор).
 
2.2. Ряд предусматриваемых Законом корректировок обусловлен необходимостью совершенствования положений ПИКоАП с учетом изменений и дополнений, вносимых в КоАП.
Пунктами 26 и 28 статьи 2 Закона в новой редакции излагаются положения ПИКоАП, предусматривающие упрощение административного процесса, в частности о возвращении владельцу изъятых у него предметов и документов до направления дела об административном правонарушении на рассмотрение; закрепляющие возможность применения при определенных обстоятельствах освобождения физических лиц от ответственности при малозначительности правонарушения без соответствующего процессуального оформления. 
 
Данные положения Закона направлены на оптимизацию административного процесса и процессуальную экономию, в том числе сокращение расходов бюджета по учету и хранению изъятого имущества, уменьшение документооборота и связанных с ним неоправданных временных и материальных затрат государственных органов.
 
По мнению Конституционного Суда, вносимые в ПИКоАП изменения и дополнения отвечают нормам статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, призваны способствовать более эффективной защите прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.
 
Исходя из положений Закона, рассмотренных в системном единстве и взаимосвязи норм материального и процессуального права, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на защиту права собственности добросовестных участников гражданского оборота, смягчение административной ответственности в экономической сфере, в том числе путем обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, в целях устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей социального правового государства.
 
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
 
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
 
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
 
РЕШИЛ:
 
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
 
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
 
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
 
 
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                           П.П.Миклашевич

Версия для печати