Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2017 г. № Р-1109/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год».

 

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом определяются бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), источники его образования, порядок формирования и использования, исполнения бюджета фонда и внесения в него изменений в процессе исполнения.

 

Конституционный Суд проверяет соответствие Закона Конституции исходя из:

 

положений Конституции о том, что Республика Беларусь – социальное правовое государство, которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности и обеспечение права каждого на достойный уровень жизни (часть первая статьи 1, часть вторая статьи 2, часть вторая статьи 21);

 

установленных в статье 47 Конституции норм о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

 

Конституционный Суд в ранее принятых решениях указывал, что провозглашение Республики Беларусь социальным государством (статья 1 Конституции) предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан и их социальной защищенности. Конституция (статьи 32, 41, 42, 45 и 47) связывает обязанности социального государства не только с правом на труд и охраной здоровья граждан, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; с гарантией права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности; с развитием системы  социальных служб; с установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Из данных конституционных положений следует, что социальная защита населения является необходимым условием осуществления целей социального государства.

 

Нормами Закона предусматриваются гарантии реализации права граждан на социальное обеспечение.

 

1. Статьей 1 Закона утверждается бюджет фонда на 2018 год по расходам в сумме 13 393 535 900 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 13 581 510 300 рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 187 974 400 рублей.

 

Согласно статье 2 Закона доходы бюджета фонда формируются за счет взносов на государственное социальное страхование; неналоговых доходов; субвенций из республиканского бюджета на финансирование в том числе расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством из республиканского бюджета на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат. 

 

Конституционный Суд отмечает, что основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются работодатели и работающие граждане, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, что согласуется со статьей 56 Конституции, предусматривающей обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

 

2. С учетом необходимости обеспечения реализации социальных гарантий прав и свобод граждан статьей 3 Закона устанавливается, что расходы бюджета фонда направляются на цели согласно приложению 2 к Закону.

 

Так, за счет средств бюджета фонда предусматриваются выплата в 2018 году трудовых пенсий, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по их выплате в сумме 10 159 800 000 рублей; выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение, а также оказание услуг по их выплате в сумме 3 017 490 900 рублей; выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь, а также оказание услуг по их выплате; выплата материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, а также оказание услуг по ее выплате; финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления и др.

 

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона имеют целью обеспечение гарантированных Конституцией защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства (часть первая статьи 32), социального обеспечения в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47), реализацию гражданами Республики Беларусь конституционных норм о праве на труд, создании государством условий для полной занятости населения (части первая, вторая статьи 41), гарантировании права на охрану здоровья (часть первая статьи 45).

 

3. Согласно части четвертой статьи 133 и статье 134 Конституции в Республике Беларусь в соответствии с законом могут создаваться внебюджетные фонды; порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом. Указанные конституционные нормы нашли развитие в положениях Бюджетного кодекса Республики Беларусь, которыми предусмотрено создание государственных внебюджетных фондов, а также регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов данных фондов (статьи 20–233).

 

Частью второй статьи 1 Закона в качестве распорядителя средств бюджета фонда определен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Такое правовое регулирование согласуется с пунктом 3 статьи 20 Бюджетного кодекса, предусматривающим, что распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

 

Таким образом, установление Законом источников формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год, их объема и направлений использования средств фонда имеет целью обеспечение социальной защиты нуждающихся в ней категорий населения, гарантированности осуществления конституционного права на социальное обеспечение.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич

Версия для печати