Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
7 июля 2017 г. № Р-1100/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год», Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2016 год» (далее – Закон о бюджете фонда Департамента исполнения наказаний) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 июня 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год по доходам в сумме 1 164 082,03 рубля и по расходам в сумме 914 774,96 рубля с превышением доходов над расходами в сумме 249 307,07 рубля.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Конституцией установлено, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).

 

Согласно статье 23 Бюджетного кодекса Республики Беларусь составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом; утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами того же вида, что и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов (часть первая пункта 2).

 

Статьей 1 Закона о бюджете фонда Департамента исполнения наказаний бюджет государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2016 год был утвержден (с учетом деноминации) по расходам в сумме 1 000 000 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 1 000 000 рублей (часть первая); предельный размер дефицита бюджета фонда на 2016 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей (часть вторая).

 

Из отчета об исполнении бюджета фонда следует, что его доходная часть в 2016 году формировалась за счет неналоговых доходов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в сумме 1 164 082,03 рубля.

 

Такое формирование доходной части бюджета фонда согласуется с пунктом 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, предусматривающим, что доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться в том числе за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 данного Кодекса. При этом статьей 24 Бюджетного кодекса определено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (подпункт 4.1 пункта 4).

 

Согласно отчету об исполнении бюджета фонда за счет средств бюджета фонда в 2016 году финансировались расходы исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, и республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, на пополнение оборотных средств соответственно в сумме 365 000 рублей и 299 949,39 рубля; на организацию и проведение семинаров, совещаний, ярмарок, выставок, приобретение нормативной и методической литературы, подписку на периодические издания, возмещение затрат на изготовление рекламных буклетов и каталогов, а также на размещение рекламной информации о продукции, выпускаемой республиканскими унитарными производственными предприятиями, исправительными учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, подчиненными Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, в сумме 30 725,59 рубля; на закупки технологического оборудования и транспортных средств исправительными учреждениями, лечебно-трудовыми профилакториями, подчиненными Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, и республиканскими унитарными производственными предприятиями, подчиненными Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, соответственно в сумме 99 999,98 рубля и 119 100 рублей.

 

Конституционный Суд отмечает, что исполнение расходной части бюджета фонда основывается на положении Бюджетного кодекса, в силу которого средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах (пункт 3 статьи 22).

 

Конституционный Суд обращает внимание на исполнение бюджета фонда в 2016 году с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 249 307,07 рубля. На превышение доходной части бюджета фонда повлияло увеличение уровня прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы в 2016 году за счет наращивания объемов производства промышленной продукции и ее реализации. В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 373, не использованные в текущем году средства фонда не подлежат изъятию, переходят на следующий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные указанным Положением.

 

Из норм Закона следует, что Закон направлен на развитие производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения полной и эффективной трудовой занятости осужденных и лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, что согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); о создании государством условий для полной занятости населения (часть вторая статьи 41); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об  исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2016 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                               П.П.Миклашевич

Версия для печати