Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
7 июля 2017 г. № Р-1097/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год».

 

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год», Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 июня 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом утверждается отчет об исполнении республиканского бюджета за 2016 год по доходам в сумме 17 763 422 866,96 рубля и по расходам в сумме 16 750 463 408,40 рубля с превышением доходов над расходами в сумме 1 012 959 458,56 рубля.

 

В соответствии со статьей 1 Закона «О республиканском бюджете на 2016 год» республиканский бюджет был утвержден по расходам в сумме 163 417 852 893 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 180 590 197 942 тыс. рублей; установлены размер профицита республиканского бюджета на 2016 год в сумме 17 172 345 049 тыс. рублей и направления его использования согласно приложению 1 к данному Закону (без учета деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь).

 

На основании статьи 111 Бюджетного кодекса Республики Беларусь отдельные показатели республиканского бюджета были уточнены указами Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 76 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2016 год», от 19 мая 2016 г. № 174 «О внесении дополнения и изменений в указы Президента Республики Беларусь», от 14 июля 2016 г. № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами», от 27 декабря 2016 г. № 486 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2016 год».

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно Конституции граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая статьи 133).

 

Из отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год следует, что доходная часть республиканского бюджета исполнена в основном за счет налоговых доходов, размер которых в общей сумме доходов республиканского бюджета составил 13 091 791 832,19 рубля, размер неналоговых доходов – 3 209 770 675,23 рубля. При этом сохраняется преемственность в формировании доходной части республиканского бюджета за счет налогов на товары (работы, услуги), среди которых наибольший удельный вес составили налог на добавленную стоимость (5 682 119 223,53 рубля) и акцизы (2 185 577 436,14 рубля).

 

Конституционный Суд считает, что исполнение республиканского бюджета по доходам согласуется с положениями статей 56 и 133 Конституции.

 

2. Частью третьей статьи 133 Конституции установлено, что общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

 

Из отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год следует, что общегосударственная деятельность профинансирована в сумме 7 855 339 201,05 рубля.

 

Согласно Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (часть первая статьи 46). За счет средств республиканского бюджета в 2016 году профинансированы расходы на охрану окружающей среды в размере 68 174 853,03 рубля.

 

В соответствии со статьей 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая); право граждан на охрану здоровья обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта (часть третья). Расходы в области здравоохранения в 2016 году составили сумму в размере 716 674 758,63 рубля, физической культуры и спорта – 163 958 746,07 рубля.

 

Конституцией установлено, что каждый имеет право на образование; гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49). Расходы республиканского бюджета в 2016 году на образование составили сумму в размере 687 193 530,16 рубля.

 

Статьей 51 Конституции закреплено право каждого на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая); государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая). За счет республиканского бюджета в 2016 году профинансированы расходы на развитие культуры в размере 78 954 935,60 рубля, на средства массовой информации – 86 020 692,88 рубля.

 

В 2016 году осуществлялось также финансирование расходов в социальной сфере в целях обеспечения гарантий, предусмотренных статьями 47 и 48 Конституции. Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика», включающему расходы на социальную защиту, пенсионное обеспечение, помощь семьям, воспитывающим детей, государственную молодежную политику, помощь в обеспечении жильем и другие вопросы в области социальной политики, профинансированы в сумме 1 696 074 922,23 рубля.

 

Конституционный Суд обращает внимание, что согласно отчету об исполнении республиканского бюджета в 2016 году профинансированы расходы на оказание помощи семьям, воспитывающим детей (раздел «Социальная политика»), в сумме 374 205 875,00 рубля против 200 000 000,00 рубля (с учетом деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь), предусмотренных Законом «О республиканском бюджете на 2016 год». Такое исполнение республиканского бюджета направлено на обеспечение конституционных гарантий защиты материнства, отцовства и детства (часть первая статьи 32 Конституции) и согласуется с положением части второй статьи 59 Конституции, предусматривающим, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

 

Конституционный Суд считает, что исполнение расходной части республиканского бюджета за 2016 год согласуется с принципами и нормами Конституции.

 

3. Конституцией предусмотрено, что Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета (абзац четвертый статьи 107); отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года (часть первая статьи 135).

 

В соответствии с Конституцией Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет проект закона (пункт 1 части первой статьи 98). Таким образом, Национальное собрание действовало в пределах своих конституционных полномочий.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич

Версия для печати