Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
29 июня 2017 г. № Р-1091/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека».

 

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Положениями Закона определяются правовые основы формирования и  реализации государственного социального заказа в области проведения  профилактических мероприятий по предупреждению распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения (далее – социально опасное заболевание), вируса иммунодефицита человека (далее – ВИЧ); нормы Закона Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (далее – Закон о предупреждении распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ) согласовываются с предписаниями других законодательных актов Республики Беларусь, в том числе с учетом практики его применения.

 

Конституционный Суд проверяет соответствие Закона Конституции:

 

исходя из того, что Республика Беларусь – социальное государство (часть первая статьи 1 Конституции), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2 Конституции), а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции);

 

исходя из норм Конституции, гарантирующих гражданам Республики Беларусь  право на охрану здоровья, которое обеспечивается  развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда (части первая и третья статьи 45), а также право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47);

 

исходя из возложенной Конституцией  на государство обязанности принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления конституционных прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть первая статьи 59);

 

исходя из признания Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечения соответствия им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции), обязанности государства гарантировать права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными  обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции).

 

1. Законом (пункты 1–5, 8 статьи 1) устанавливается механизм формирования и реализации государственного социального заказа в области проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ (далее – государственный социальный заказ), определяются его цели, основные принципы, исполнители и источники финансирования; корректируются направления государственной политики и конкретизируются полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области предупреждения распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ, а также расширяется перечень проводимых им соответствующих профилактических мероприятий.

 

Так, в Законе о предупреждении распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ государственный социальный заказ определяется как механизм привлечения негосударственных некоммерческих организаций к оказанию услуг и (или) реализации проектов, направленных на предупреждение распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ (статья 1); предусматривается, что указанные организации приобретают статус исполнителей государственного социального заказа по условиям конкурса и реализуют его на основании договора (статьи 133–135); в качестве целей государственного социального заказа определяются снижение и предупреждение распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ, в том числе среди групп населения с высоким риском заражения социально опасными заболеваниями и ВИЧ (часть первая статьи 131).

 

Конституционный Суд, исходя из важности защиты здоровья как одного из неотчуждаемых благ человека, отмечает, что особую конституционную значимость имеют формирование здорового образа жизни населения и ответственного отношения граждан к собственному здоровью и здоровью окружающих, усиление профилактической направленности мер, предпринимаемых государством для борьбы с такими заболеваниями и ВИЧ, для своевременного устранения факторов, способствующих увеличению риска распространения указанных заболеваний и ВИЧ, а также для сохранения и укрепления здоровья каждого человека и нации в целом.

 

По мнению Конституционного Суда, совершенствование Законом правовых основ взаимодействия государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций в предупреждении распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ направлено на более активное участие указанных организаций в реализации государственной политики в соответствующей области, осуществлении мероприятий по устранению причин и условий, способствующих распространению таких заболеваний и ВИЧ, повышение эффективности принимаемых мер, призванных защищать жизнь и здоровье граждан, в том числе из уязвимых групп, и тем самым обеспечивать гарантированность конституционного права на охрану здоровья.

 

2. В Замечании общего порядка № 19 (2007) Комитета Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам по статье 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах отмечается особая важность права на социальное обеспечение в контексте таких эндемических заболеваний, как ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия, а также необходимость обеспечивать доступ к профилактическим и лечебным мероприятиям (пункт 13).

 

Согласно Рекомендации о минимальных уровнях социальной защиты, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда (МОТ) на 101-й сессии 14 июня 2012 г., государства-члены должны устанавливать законодательные основы для обеспечения секретности и защиты личной информации, содержащейся в их базах данных по социальному обеспечению (пункт 23).

 

В соответствии с частью третьей излагаемой в новой редакции статьи 10 Закона о предупреждении распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ профилактические мероприятия по предупреждению распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ могут проводиться анонимно в порядке, установленном Министерством здравоохранения (пункт 5 статьи 1 Закона), что отвечает указанной Рекомендации МОТ и положениям статьи 28 Конституции.

 

Таким образом, предусматриваемое Законом регулирование защиты личной информации обратившихся за социальной помощью лиц основано на нормах Конституции, международно-правовых актов, а также учитывает рекомендации международных организаций, реализующих мероприятия по противодействию глобальным эпидемиям в рамках международных программ.

 

3. Законом (пункт 5 статьи 1) в числе профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ предусматривается проведение мероприятий по предупреждению дискриминации лиц, страдающих социально опасными заболеваниями или инфицированных ВИЧ, и лиц, относящихся к группам населения с высоким риском заражения этими заболеваниями (часть первая статьи 10 Закона о предупреждении распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ). В данной норме нашли отражение закрепленные в Конституции положения о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), которые не допускают установления различного регулирования реализации гражданами прав в зависимости от условий, имеющих дискриминационный характер.

 

Конституционный Суд в решении от 17 июля 2009 г. «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» отметил, что закрепленное в Конституции положение о предоставлении всем равных прав для осуществления любой деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13), предполагает недопущение дискриминации граждан во всех областях жизни, в том числе в сфере труда. В соответствии с Международными руководящими  принципами по ВИЧ/СПИДу и правам  человека 1996 года рекомендуется соблюдение принципа недискриминации, например в тех случаях, когда ВИЧ-статус используется в качестве основания для применения различного режима в области доступа к образованию, занятости и др.

 

В процессе проведения негосударственными некоммерческими организациями профилактических мероприятий в данной области, по мнению Конституционного Суда, целесообразно формировать устойчивое, отличающееся терпимостью общественное сознание в отношении лиц, страдающих социально опасными заболеваниями или инфицированных ВИЧ, придерживаясь разумного баланса между публичными и частными интересами, с учетом необходимости сохранения общественного здоровья и защиты прав таких лиц.

 

Закрепление на уровне Закона необходимости проведения профилактических мероприятий по предупреждению дискриминации лиц, страдающих социально опасными заболеваниями или инфицированных ВИЧ, или относящихся к группам населения с высоким риском заражения такими заболеваниями, ВИЧ, имеет целью формирование и укрепление в обществе сознания, исключающего негативное отношение окружающих к этим лицам, предотвращение их социальной изоляции, а также соблюдение положений международно-правовых актов.

 

Таким образом, нормы Закона направлены на совершенствование правового регулирования отношений в области предупреждения распространения социально опасных заболеваний и ВИЧ, а также на реализацию принципа верховенства права (статья 7 Конституции), включая вытекающие из него принцип правовой определенности и требования системности и комплексности правового регулирования соответствующих общественных отношений.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной  статьями 97–100 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

заместитель Председателя

Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                 Н.А.Карпович

Версия для печати