Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
8 июня 2017 г. № Р-1087/2017
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 мая 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон принят с целью согласования положений ряда законодательных актов с Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».

 

Положениями Закона вносятся изменения в законы Республики Беларусь «О почтовой связи» и «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», определяющие в том числе компетенцию управлений Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь по областям, по г. Минску и  Минской области (далее – Департамент) относительно возврата товаров, задержанных при проведении таможенного контроля, распоряжения задержанными товарами, не востребованными в сроки, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, а также обеспечивающие согласование норм указанных законов с положениями иных законодательных актов.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд  исходит из следующего.

 

1. Конституцией установлено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок; признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части вторая и третья статьи 1, части первая и вторая статьи 8).

 

Пунктом 1 статьи 148 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 147 этого Кодекса, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 этого Кодекса, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 3 данной статьи, – уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары.

 

Основываясь на приведенных положениях Конституции, Таможенного кодекса Таможенного союза и с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63, предусматривающих упразднение комиссий по работе с имуществом, обращенным  в доход государства, и создание вместо них региональных управлений Департамента, законодатель нормами Закона уточняет правовой механизм деятельности таможенных органов и управлений Департамента по регулированию  возврата задержанных таможенными органами товаров, распоряжению задержанными товарами, сроки хранения которых истекли, и др.

 

Так, Законом (пункт 3 статьи 2) статья 141 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» излагается в новой редакции, определяющей в том числе, что невостребованные задержанные товары передаются для реализации, иного использования, уничтожения или уничтожаются в месте их хранения в соответствии с решениями подразделений Департамента (пункт 3); предусматривающей направление таможенным органом, принявшим на учет невостребованные задержанные товары, заявки на проведение работ по проверке таких товаров на качество и безопасность; устанавливающей конкретные сроки направления таможенным органом заявки на проведение работ по проверке невостребованных задержанных товаров на качество и безопасность, а также передачи материалов по ним в подразделения Департамента (пункт 4).

 

Конституционный Суд отмечает, что нормы Закона, основанные на положениях части второй статьи 7 Конституции об обязанности государства, всех его органов и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, направлены на гарантирование надлежащей реализации таможенными органами и подразделениями Департамента полномочий относительно задержанных товаров при проведении таможенного контроля на основе системного правового регулирования общественных отношений в данной сфере, а также на создание условий для однозначного понимания и единообразного применения на практике норм, регулирующих  указанные отношения.

 

2. В Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году» Конституционным Судом указано, что обязательным условием поступательного и динамичного  развития государства и общества является гарантирование правовой обеспеченности и правовой безопасности во всех сферах общественной жизни; принцип правовой обеспеченности как неотъемлемая часть принципа верховенства права предполагает, что законодательные акты должны быть направлены на достижение и обеспечение конституционно значимых целей и интересов, полно и конкретно регулировать важнейшие общественные отношения, содержать надлежащие механизмы реализации прав и свобод граждан, укрепления конституционного правопорядка.

 

Конституционный Суд отмечает, что при определении условий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина законодателем должен обеспечиваться справедливый баланс публично-правовых и частноправовых интересов, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений.

 

В связи с указанным Конституционный Суд обращает внимание на нормы статей 139 и 141 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (пункты 2 и 3 статьи 2 Закона), определяющие условия как возврата задержанных таможенными органами при проведении таможенного контроля товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, так и распоряжения такими  невостребованными товарами. При этом статья 141 указанного Закона не содержит положения, обязывающего таможенный орган, задержавший товары, своевременно уведомлять лиц, указанных в статье 147 Таможенного кодекса Таможенного союза, о дате наступления события, позволяющего компетентному государственному органу распорядиться задержанными товарами, что свидетельствует о наличии пробела в законодательстве.

 

Конституционный Суд считает, что имеется пробел конституционно-правового значения, обусловленный необходимостью обеспечения реализации положений Конституции о гарантировании государством каждому права собственности; защите государством собственности, приобретенной законным путем; обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего  и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (части первая и третья статьи 44, часть первая статьи 59). В целях обеспечения баланса общегосударственных интересов и прав собственников на задержанные таможенными органами товары законодателю при дальнейшем совершенствовании правового регулирования сферы таможенных отношений необходимо установить обязанность таможенных органов по своевременному уведомлению собственников и иных лиц, имеющих право на получение задержанных товаров, о дате наступления события, позволяющего компетентным государственным органам в определенном законодательством порядке распорядиться такими товарами.

 

Конституционный Суд отмечает, что нормы проверяемого Закона направлены на формирование в государстве правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, обеспечиваются их ясность, точность и логическая согласованность, и реализацию тем самым в законодательной деятельности и правоприменении верховенства права, являющегося одной из важнейших составляющих современного конституционализма.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати