Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2016 г. № Р-1082/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича  П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 декабря 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Статьями 1 и 2 Конституции закреплены положения, согласно которым Республика Беларусь как социальное правовое государство, обладающее верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает законность и правопорядок; человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). Согласно Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

Конституцией предусмотрено, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (статья 57).

 

Закон направлен на реализацию указанных конституционных положений.

2. В соответствии с целями социального государства гражданам Республики Беларусь Конституцией гарантировано право на труд, то есть на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием (часть первая статьи 41), а также равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (часть четвертая статьи 13).

 

В Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяются правовое положение и условия деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, создаваемого для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, и др.

 

Статьей 1 Закона предусматриваются дополнения в статью 8 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно дополнениям, вносимым в абзац третий пункта 2 данной статьи, право на сохранение членства в составе фермерского хозяйства предоставляется членам фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с прохождением альтернативной службы.

 

Таким образом, корректировка норм Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» направлена на реализацию конституционных гарантий права на труд и занятие предпринимательской деятельностью в целях обеспечения условий для осуществления хозяйственной деятельности, баланса интересов фермерского хозяйства и его участников и интересов общества и государства, а также защиты данных интересов.

 

3. Конституционный Суд в ряде решений указывал, что соблюдение конституционного принципа верховенства права в законотворческом процессе предполагает создание единой внутренне согласованной правовой системы, при которой нормативные правовые акты согласуются между собой, в них отсутствуют пробелы и коллизии.

 

Подтверждая данную правовую позицию, Конституционный Суд отмечает направленность положений Закона, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Закон «О воинской обязанности и воинской службе», на реализацию в законодательстве норм статьи 7 Конституции.

 

В частности, пунктом 2 статьи 2 Закона в статью 32 Закона «О воинской обязанности и воинской службе», регулирующую отношения по предоставлению отсрочки от призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве, вносится дополнение, предусматривающее расширение перечня случаев, в которых отдельным гражданам предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве по семейному положению, за счет отнесения к ним прохождения альтернативной службы. Данное дополнение статьи 32 Закона «О воинской обязанности и воинской службе» направлено на согласование ее с аналогичной нормой статьи 29 Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе».

 

В целях уточнения обязанности соответственно районных (городских) призывных комиссий и граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, по вопросам, касающимся альтернативной службы, Законом (пункты 4 и 5 статьи 2) вносятся изменения и дополнения в статьи 36 и 39 Закона «О воинской обязанности и воинской службе».

 

Конституционный Суд полагает, что положения статьи 2 Закона направлены на обеспечение правового регулирования отношений, связанных с альтернативной службой, при осуществлении всего комплекса мероприятий призыва и согласования норм, содержащихся в разных законодательных актах, а также достижение полноты законодательного регулирования, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности.

 

4. Часть первая статьи 60 Конституции, гарантирующая каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, предполагает обязанность государства устанавливать надлежащий механизм реализации конституционного права граждан на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.

 

4.1. Статьей 3 Закона вносятся дополнения в статьи 146, 363 и 364 Хозяйственного процессуального кодекса в части предоставления суду, рассматривающему экономические дела, и судебному исполнителю по ходатайству лица, проходящего альтернативную службу, права приостанавливать соответственно производство по делу и исполнительное производство на определенный этим Кодексом срок и в установленных корректируемыми статьями случаях.

 

Аналогичные дополнения вносятся статьей 4 Закона в статьи 161, 490 и 491 Гражданского процессуального кодекса. 

 

Приостановление производства по делу рассматривается как временное прекращение судом процессуальных действий в стадии судебного разбирательства, вызванное обстоятельствами, препятствующими дальнейшему развитию процесса; данное процессуальное действие направлено на обеспечение предстоящих судебных процедур, связанных с доказыванием обстоятельств, на которые ссылаются стороны и другие участвующие в деле лица, и в конечном итоге на вынесение судом законного и обоснованного решения.

 

По мнению Конституционного Суда, внесение указанных дополнений имеет целью дальнейшее развитие конституционного принципа равного права и доступности судебной защиты, защиту процессуальных прав лиц, участвующих в деле, и сторон в исполнительном производстве в хозяйственном и гражданском процессах, позволит более полно учесть права и законные интересы лиц, проходящих альтернативную службу, которые в силу возложенных на них обязанностей в определенной мере ограничены в своих возможностях в связи осуществлением в течение значительного промежутка времени альтернативной службы как общественно полезной деятельности.

 

4.2. Статья 12 Конституции, в соответствии с которой Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность, основана на части второй статьи 1 Конституции, согласно которой Республика Беларусь как суверенное государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь как демократическое и социальное государство, связанное ответственностью прежде всего перед своим народом – носителем суверенитета (часть вторая статьи 2, часть первая статьи 3 Конституции), исходя из обязанности принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59), вправе предусмотреть такой порядок предоставления иностранцам убежища, который основывался бы на приоритете прав и законных интересов лиц, уже проживающих на территории Республики Беларусь, и не препятствовал бы осуществлению прав и законных интересов в первую очередь белорусских граждан, не угрожал их свободе, безопасности и благополучию, общественным и государственным интересам.

 

Законодателем вносятся дополнения и изменения в статью 3601 Гражданского процессуального кодекса, согласно которым положения указанной статьи, устанавливающие особенности рассмотрения жалоб на решения государственного органа Республики Беларусь, связанные с предоставлением статуса беженца, дополнительной защиты, распространяются на случаи предоставления убежища в Республике Беларусь (пункт 3 статьи 4 Закона).

 

По мнению Конституционного Суда, указанные положения Закона направлены на своевременное и эффективное восстановление посредством судебной защиты прав и законных интересов лиц, которые ищут убежище в Республике Беларусь, основаны на конституционном принципе верховенства права, обеспечивают создание надлежащего правового механизма предоставления вынужденным мигрантам помощи, который позволит минимизировать связанные с этим риски, возможное ущемление прав и законных интересов таких лиц. Учитывая единые конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от оснований их нахождения на территории Беларуси (статья 11 Конституции), определение Законом единого порядка рассмотрения жалоб для всех форм защиты таких лиц является обоснованным, служит усилению гарантий реализации прав индивида, который просит убежища, нуждается в обеспечении безопасности вне пределов своего государства, защите от преследований по тем или иным основаниям в этом государстве.

 

5. Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, и определяет, что государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47).

 

Статьей 29 Закона «Об альтернативной службе» установлено, что граждане подлежат увольнению с альтернативной службы, в частности, по истечении срока альтернативной службы, по болезни (в случае признания негодными к военной службе в мирное время). С целью согласования норм некоторых законодательных актов Республики Беларусь с положениями Закона «Об альтернативной службе» статьей 5 Закона вносятся соответствующие дополнения и изменения в Закон «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Так, закрепленный подпунктом 4.3 пункта 4 статьи 12 Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» перечень неработающих граждан дополняется категорией граждан из числа граждан, проходивших альтернативную службу, уволенных с данной службы по болезни в связи с признанием их военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе (службе) с исключением с воинского учета, которым предоставляется право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

 

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 5 Закона уточняется структура основных жилищно-коммунальных услуг, от платы за которые полностью или частично освобождаются определенные категории граждан, в целях совершенствования механизма обеспечения отдельных гарантий социальной защиты и оптимизации механизма реализации гражданами права на социальное обеспечение путем внесения соответствующих дополнений и изменений в статьи 5, 16 и 18 Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на реализацию конституционного принципа верховенства права и обеспечение тем самым социально-правовых гарантий граждан в связи с прохождением ими альтернативной службы, а также на совершенствование норм иных законодательных актов с учетом практики их применения.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати