Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2016 г. № Р-1081/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Карпович Н.А., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 декабря 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О ветеранах», «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы» (далее – Закон о статусе Героев), а также в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В Конституции установлено, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (части первая и вторая статьи 21).

 

Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, и определяет, что государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47). Не закрепляя конкретные формы и объемы социальной защиты, предоставляемой в рамках данных конституционных гарантий тем или иным категориям граждан, Конституция относит установление ее основ к полномочиям законодателя (пункт 2 части первой статьи 97).

 

Конституционный Суд отмечает, что законодатель, обладая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, вправе устанавливать критерии их дифференциации и условия предоставления, а также предусматривать их формы – денежную, натуральную, в виде социальных льгот, прав, компенсаций, субсидий, услуг и др. При этом, основываясь на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих равенство всех перед законом, так и обусловливающих специальный правовой статус отдельных категорий субъектов (статья 22, часть вторая статьи 23 Конституции), законодатель имеет право избирать меры социальной защиты граждан, нуждающихся в них по состоянию здоровья и в силу иных жизненных обстоятельств, изменять эти меры применительно к конкретной ситуации, в которой они оказываются, а также предусматривать повышенный уровень социальной защиты для лиц, заслуживающих особого уважения и почета в обществе и государстве.

 

Исходя из признания особого статуса Героев Беларуси, Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, базирующегося на глубоком уважении и благодарности к тем, чья военная служба либо трудовая деятельность является примером беззаветного служения Отечеству во имя его блага и процветания, а также из необходимости обеспечения соответствующего этому статусу повышенного уровня их социальной защиты, в том числе при реализации конституционного права на жилище (часть первая статьи 48 Конституции), в статье 11 Закона «О ветеранах» и статье 5 Закона о статусе Героев законодателем определены для них государственные социальные льготы, права и гарантии (далее – социальные льготы) по оплате жилищно-коммунальных услуг и иные меры социальной защиты.

 

В названные статьи законов вносятся дополнения и изменения, закрепляющие социальные льготы при пользовании жилищно-коммунальными услугами по плате за техническое обслуживание лифта и за коммунальную услугу по снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок (статьи 1 и 2 Закона).

 

По мнению Конституционного Суда, данное законодательное регулирование развивает правовые гарантии социальной защиты Героев Беларуси, Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, в жилищных отношениях в целях создания условий, обеспечивающих им достойный уровень жизни, включая жилье, является проявлением особой заботы государства о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (часть вторая статьи 21 и статья 47 Конституции), и отвечает конституционным положениям, устанавливающим, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (часть вторая статьи 23 Конституции).

 

2. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).

 

2.1. Вытекающий из принципа верховенства права принцип правовой определенности предполагает взаимосвязь нормативных правовых актов, их согласование между собой, ясность и точность правовых норм, исключающие их различное понимание и обеспечивающие тем самым формирование единообразной правоприменительной практики.

 

Принципу правовой определенности отвечает положение статьи 2 Закона, предусматривающее переименование в Законе о статусе Героев льготируемой услуги «вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов» в услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» (абзацы четвертый и седьмой), направленное на согласование его норм с нормами Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» и иных законодательных актов.

 

2.2. Конституционный Суд в своих решениях неоднократно отмечал, что принцип верховенства права означает в том числе полноту и точность норм о правах и обязанностях граждан, согласованность их между собой в различных нормативных правовых актах. Данное требование в полной мере распространяется и на законодательное регулирование прав и обязанностей граждан в области жилищных отношений.

 

Одной из обязанностей граждан в указанной области является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги (абзац шестой пункта 1 статьи 26, статья 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь). Структура платы за жилищно-коммунальные услуги устанавливается Жилищным кодексом как плата за основные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Закрепляя положение о том, что плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и коммунальные услуги, данный Кодекс определяет также работы и услуги, которые составляют основные жилищно-коммунальные услуги. К коммунальным услугам, в частности, отнесено пользование лифтом (пункт 27 статьи 1, пункты 1 и 2 статьи 30 Жилищного кодекса).

 

Вместе с тем комплексный анализ норм Закона свидетельствует, что, корректируя правовое регулирование социальных льгот по плате за пользование отдельными жилищно-коммунальными услугами, в том числе устанавливая социальную льготу по плате за техническое обслуживание лифта, законодатель основывается на изменениях в правовом регулировании структуры платы за жилищно-коммунальные услуги, которые были предусмотрены иными принятыми позднее законодательными актами Республики Беларусь, в частности Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535, но не нашли отражения в приведенных положениях Жилищного кодекса.

 

В целях реализации конституционного принципа верховенства права, соблюдения полноты, точности и согласованности норм о правах и обязанностях субъектов жилищных отношений, более полного обеспечения ясности и доступности для граждан законодательных требований, касающихся платы за жилищно-коммунальные услуги, понятности содержания предоставляемых им в этой области социальных льгот Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость исключения коллизии нормативных правовых актов посредством внесения в Жилищный кодекс изменений, касающихся структуры платы за жилищно-коммунальные услуги.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                              П.П.Миклашевич

Версия для печати