Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
14 октября 2016 г. № Р-1075/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева  Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 3 октября 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 6 октября 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся дополнение и изменения в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» в части, касающейся проведения судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, в целях согласования нормативных положений указанного Закона с положениями Закона Республики Беларусь от 24 декабря 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд Республики Беларусь исходит из следующего.

 

В Республике Беларусь как правовом государстве устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7 Конституции).

 

Согласно Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья (часть первая статьи 45); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

2. С учетом норм Конституции и принятых в соответствии с ней иных законодательных актов Конституционный Суд обращает внимание на следующие положения Закона.

 

Уточняется перечень категорий дел, по которым может проводиться судебно-медицинская экспертиза. В части первой статьи 36 Закона «О здравоохранении» с учетом вносимых пунктом 2 статьи 1 Закона изменений определяется, что судебно-медицинская экспертиза проводится в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях. Из данного перечня категорий дел, по которым могут возникать вопросы медико-биологического характера, следует вывод о выделении в качестве самостоятельной такой категории дел, как экономические дела.

 

Одновременно в части второй статьи 36 Закона «О здравоохранении», которая также подвергается корректировке, закрепляется норма, согласно которой судебно-психиатрическая экспертиза проводится в целях установления психического состояния лица по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях. Из приведенной нормы следует, что судебно-психиатрическая экспертиза по экономическим делам не проводится.

 

Конституционный Суд констатирует, что уточнение формулировки нормы части второй статьи 36 Закона «О здравоохранении» направлено на устранение правовой неопределенности, на что Конституционный Суд обратил внимание в решении от 16 декабря 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», поскольку обеспечивается согласованность анализируемых положений статьи 36 Закона «О здравоохранении» со статьей 31 Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» в части определения категорий дел, по которым проводится судебно-психиатрическая экспертиза.

 

3. Абзацем шестым пункта 2 статьи 1 Закона из части третьей статьи 36 Закона «О здравоохранении» исключается указание на порядок обжалования заключений судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы. Такой подход обусловлен тем, что процессуальным законодательством, а также Законом Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» обжалование процессуального документа – заключения эксперта не предусмотрено; в случае несогласия с заключением эксперта может быть назначена повторная экспертиза. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (статья 228) и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (статья 239), предусматривая возможность проведения дополнительной и повторной экспертиз, не регламентируют вопросы, касающиеся порядка обжалования судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз.

 

Нецелесообразность сохранения в статье 36 Закона «О здравоохранении» указания, согласно которому порядок обжалования заключений судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы устанавливается законодательством, при отсутствии в законодательстве порядка обжалования таких заключений, обусловлена самой сущностью экспертизы, проводимой для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в соответствующих сферах деятельности.

 

В связи с этим является логичным закрепление в процессуальных кодексах возможности в случае недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения назначения дополнительной экспертизы, поручаемой тому же или другому эксперту, а при несогласии с заключением эксперта по мотиву необоснованности, сомнений в правильности заключения, а также при противоречивости заключений разных экспертов – назначения повторной экспертизы, поручаемой другому или другим экспертам.

 

При этом Конституционный Суд принимает во внимание, что решение вопроса о назначении дополнительной либо повторной экспертизы находится в юрисдикции компетентных органов, которые оценивают имеющиеся доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

 

Кроме того, Конституционный Суд исходит из положений частей второй и третьей статьи 43 Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», согласно которым граждане и организации, считающие, что действия (бездействие) сотрудников и лиц гражданского персонала указанного Комитета ущемляют их права и законные интересы, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в порядке, предусмотренном законодательными актами; вред, причиненный гражданину или организации в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников и лиц гражданского персонала, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу, что проверяемый Закон имеет целью совершенствование правового регулирования отношений, касающихся проведения судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, согласование норм некоторых законодательных актов, регламентирующих указанные отношения, между собой и тем самым реализацию конституционного принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати