EngРусБел
Выступления Председателя Конституционного Суда
 

Конституционное развитие: конституционный контроль в процессе конституционализации права (выступление на Международной конференции «Современное конституционное развитие: роль конституционного контроля в конституционализации права», посвященной 25-летию Конституционного Суда Республики Беларусь, 30 мая 2019 г., г.Минск)

Уважаемые коллеги!

Уважаемые дамы и господа!

I. Конституционное развитие

Формирование государственного и общественного устройства свидетельствует, что в разных странах идеи конституционализма зарождались и развивались в различных исторических условиях.

На территории современной Беларуси зарождение идей конституционализма и принятие актов конституционного характера произошло в XVI веке, и это подтверждается принятием в то время трех Статутов Великого Княжества Литовского, в которых получили юридическое закрепление основы общественного и государственного строя, правовое положение сословий и иных социальных групп, полномочия органов управления и суда.

В советский период с октября 1917 года до 1990 года в Беларуси было принято четыре Конституции. Каждая новая Конституция отражала определенные изменения в общественной жизни страны и государственном строительстве.

В этот период конституционного развития сформировалось понимание необходимости закрепления на конституционном уровне основополагающих принципов устройства государства и общества, прав и свобод человека и гражданина с учетом общественных изменений и международных обязательств.

Современный период конституционного развития в Беларуси начался с принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, которая провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних отношениях.

В последующие четыре года проходил активный процесс подготовки проекта первой Конституции Республики Беларусь как суверенного и независимого государства.

15 марта 1994 года принята Конституция Республики Беларусь, ознаменовавшая этап конституционного развития Беларуси как демократического социального правового государства.

Сегодня можно утверждать, что за прошедшие 25 лет на конституционной основе устойчиво развивается белорусское общество и государство, достигается единство и гражданское согласие.

Сформированная на конституционных принципах национальная правовая система совершенствуется в целях обеспечения верховенства права, реализации и защиты конституционных прав и свобод.

Эволюционное конституционное развитие в Беларуси без социальных потрясений и революционных изменений обусловлено следующими факторами:

во-первых, регулятивный потенциал белорусской Конституции основывается на принципах приверженности общечеловеческим ценностям, свободе и демократии, справедливости и солидарности;

во-вторых, на государственном уровне принимаются необходимые меры для реального обеспечения реализации, защиты прав и свобод человека, утверждения конституционного правопорядка и социальной справедливости;

в-третьих, практически реализуется конституционный принцип народовластия в конституционном строительстве, то есть народ, являющийся единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, реально участвует в конституционном развитии.

За прошедшие 25 лет белорусский народ дважды на референдумах в 1996 году и 2004 году определял изменения в Конституцию, направленные на дальнейшее стабильное развитие общества и государства.

Время показало, что если народ непосредственно является участником конституционных изменений, то ресурсный потенциал устойчивости Конституции увеличивается многократно и Конституция реально становится общественным договором, обеспечивающим гармоничное взаимодействие личности, общества и государства.

На современном этапе необходимо обеспечивать дальнейшее эволюционное конституционное развитие, сохраняя и развивая конституционные принципы и ценности, глубоко осмысливая и реализуя конституционные положения с учетом меняющихся общественных отношений.

II. Роль конституционного контроля в конституционном развитии

В современном конституционализме преломляются объективные, исторически обусловленные национальные, политические, социальные и культурные особенности развития, духовно-нравственные традиции народа. Система ценностей, составляющих обязательные элементы конституционализма, находит легитимное нормативное закрепление в Конституции и реализуется посредством правового регулирования общественных отношений.

Обеспечивая верховенство Конституции и ее прямое действие, Конституционный Суд вносит значительный вклад в формирование и развитие современного конституционализма по следующим направлениям:

Во-первых, посредством осуществления последующего конституционного контроля устраняются из конституционного поля нормы законов и других нормативных правовых актов, противоречащие Конституции.

За прошедший период деятельности по обращениям уполномоченных органов Конституционный Суд признал неконституционными более 50 законодательных положений. Таким образом, Конституционный Суд выступает противовесом нормотворческим органам в попытках выйти в правовом регулировании за пределы, установленные конституционными принципами и нормами.

Во-вторых, путем осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом, упреждается вступление в силу норм законов, не соответствующих Конституции.

С 2008 года, то есть с момента наделения такими полномочиями, Конституционный Суд в порядке предварительного контроля проверил конституционность более 700 законов, принятых Парламентом. В принятых решениях сформулировано более 150 правовых позиций, которыми рекомендовано законодателю устранить установленные дефекты конституционного правового регулирования.

В-третьих, выработанными Конституционным Судом правовыми позициями по выявлению и уяснению конституционно-правового смысла предписаний законов оказывается влияние на формирование правоприменительной практики в конституционном русле.

Таким образом, Конституционный Суд, осуществляя функцию конституционного контроля, активно способствует установлению конституционного порядка, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией.

III. Конституционализация права

Конституция живет в законах. Это известное изречение отражает суть процесса конституционализации права.

Конечными целями конституционализации права является перевод конституционных положений как нормативно-правообразующих установлений, обладающих высокой степенью юридической обобщенности и абстракции, в конкретные нормы законодательных актов, и обеспечение многоуровневого, универсального механизма конституционно-правового регулирования.

Конституционный Суд Республики Беларусь своей деятельностью внедряет конституционные начала в законотворческий процесс, предлагая законодателю конкретизировать и развивать конституционные нормы и принципы в законодательных актах, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

При осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов Конституционным Судом выработана особая форма правовых позиций, в которых дается положительная оценка законодательному регулированию, если в полной мере находят развитие конституционные положения и устанавливается правовой механизм, обеспечивающий реализацию и защиту конституционных ценностей, прав и свобод.

С другой стороны, при установлении пробелов в правовом регулировании Конституционный Суд в правовых позициях констатирует наличие обнаруженных пробелов и правовой неопределенности и необходимости их устранения в законодательных актах.

В результате конституционализации права посредством предварительного конституционного контроля в законодательных актах получают свою конкретизацию различные отраслевые принципы в их новой конституционно-правовой интерпретации, многие общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека получают дальнейшее развитие в национальном законодательстве.

При этом Конституционный Суд в своих решениях утверждает приоритет конституционных ценностей и указывает законодателю на сохранение баланса публично-правовых и частноправовых интересов при законодательном регулировании общественных отношений применительно к реальным экономическим, политическим и социальным явлениям, происходящим в белорусском обществе и государстве.

В принятом в 2014 году Законе «О конституционном судопроизводстве» регламентировано право граждан и организаций непосредственно обращаться в Конституционный Суд в целях устранения пробелов, правовой неопределенности и коллизий в законодательстве, имеющих конституционно-правовое значение.

При рассмотрении поступивших обращений Конституционный Суд, выявив, что действительно имеется дефект правового регулирования, не позволяющий в полной мере реализовать или защитить конституционные права и свободы, предлагает нормотворческим органам внести изменения в акты законодательства.

Так, Конституционный Суд выносил решения, касающиеся:

– права на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

– права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь;

– правового регулирования приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере правоотношений, связанных с административной ответственностью, и другие.

Во исполнение решений Конституционного Суда внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Трудовой кодекс, законы о занятости населения, об альтернативной службе и другие.

Таким образом в процесс конституционализации общественных отношений вовлекаются непосредственно граждане и различные организации, а Конституционный Суд своими решениями утверждает приоритет конституционных предписаний.

IV. Конституционализация правосознания

Конституционное развитие не следует связывать лишь с принятием и изменением текста конституций, необходимо видеть и учитывать реальное восприятие и утверждение конституционных идей и принципов, актов конституционного характера в обществе и государстве.

Следует отметить, что в Беларуси лишь в начальный период становления суверенного белорусского государства недостаточно четкое определение пределов властных полномочий на конституционном уровне порождало определенные конфликты при осуществлении полномочий органами государственной власти.

В настоящее время Конституционный Суд констатирует, что нарушений конституционных положений со стороны органов власти не допускается, реально соблюдается конституционный принцип разделения властей, последовательно строится демократическое социальное правовое государство. Это свидетельствует о новом уровне правосознания, когда Конституция становится не абстрактным, а конкретным документом, и неукоснительное выполнение конституционных предписаний – стандартом деятельности государственных органов.

В Послании Президенту Республики Беларусь и Парламенту о состоянии конституционной законности в 2017 году Конституционный Суд указал, что качественное конституционно-правовое состояние общества и государства определяется уровнем конституционной культуры, которая находит проявление в принятии законов и иных нормативных правовых актов в строгом соответствии с Конституцией, соблюдении общепризнанных принципов и стандартов в области прав человека, обуславливает конституционализацию провосознания.

Конституционный Суд полагает необходимым последовательное и целенаправленное формирование конституционно ориентированного правосознания граждан, юристов, должностных лиц государства, в основе которого должно находиться глубоко осмысленное восприятие фундаментальных ценностей и принципов Конституции как Основного Закона страны, выражающего волю белорусского народа.

V. Сохранение конституционной идентичности

Процессы глобализации и усиление универсализма – общая тенденция развития межгосударственных отношений – затронули и конституционное развитие. Современные государства и их объединения приобрели черты постиндустриальных, информационных, интегрированных сообществ. Международное, интеграционное, наднациональное право становятся неотъемлемой составной частью национального правового регулирования. Мы видим растущую конвергенцию международного публичного права и национального конституционного права.

При этом каждое государство стремится сохранить свой суверенитет, особенности конституционного порядка, конституционную идентичность, выдвигая требования конституционности к стандартам интеграции, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека.

На современном этапе при функционировании сложных многоуровневых правовых систем, взаимодействия различных правовых порядков объективно возрастает роль конституционного правосудия как ключевого фактора стабильности и устойчивого развития национального правового регулирования на конституционной основе, сохранения конституционной идентичности, обеспечения преемственности конституционного развития.

Заключение

25-летний период конституционного развития подтверждает, что Конституционный Суд состоялся как высший судебный орган контроля конституционности нормативных правовых актов в государстве.

Посредством конституционного правосудия обеспечивается правовая охрана Конституции, защищаются конституционные права и свободы человека и гражданина, утверждается конституционализм, укрепляется конституционная законность и конституционный правопорядок.

В современных условиях Конституционный Суд, обеспечивая верховенство Конституции, исходит из необходимости дальнейшей конституционализации права и правоприменения на устойчивом фундаменте национальных исторических традиций государственного строительства, с учетом новых явлений в общественно-политической и социально-экономической жизни белорусского общества и государства.

Спасибо за внимание!

 

Версия для печати