EngРусБел
Выступления Председателя Конституционного Суда
 

«Конституционное правосудие в процессе современного развития правового государства» (выступление на Международной конференции «Правовое государство и конституционное правосудие: ценности и приоритеты», 6 июля 2018 г., г.Баку, Азербайджанская Республика)

Уважаемые участники конференции!

Уважаемые дамы и господа!

В демократических государствах конституционные ценности обусловливаются историческим развитием общественных процессов, основываясь как на национальных идеях, нравственных и духовных идеалах, так и общечеловеческих ценностях. В процессе исторического развития общества и государства, самоопределения нации вырабатываются и развиваются ценности, которые находят легитимное нормативное закрепление в Конституции. Так, в преамбуле Конституции Республики Беларусь указано, что «народ Беларуси, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимает Конституцию».

 1. Ценности правового государства

Правовое государство формируется путем утверждения и реализации основополагающих конституционных ценностей, которые находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, очевидно, что права и свободы человека могут быть в полной мере обеспечены и реализованы только в действительно демократическом социальном правовом государстве, а правовое государство не может быть таковым без реализации на практике конституционных ценностей.

Достижение баланса конституционных ценностей ведет к сохранению равновесия общества, его стабильности, эффективному взаимодействию всех общественных сил на основе конституционного приоритета – человека как высшей ценности и цели общества и государства. Во взаимоотношении «человек – государство» ключевым является определение возможных пределов вмешательства государства в осуществление прав и свобод человека, в случае ограничений – их обоснованность и пропорциональность.

В Конституции определено, что Республика Беларусь является демократическим социальным правовым государством. При этом доктринальные подходы к пониманию правового государства, выработанные на европейском пространстве, лежат в основе реализации современной концепции правового государства.

Необходимо учитывать, что конституционные ценности в современных условиях наполняются новым содержанием. Развитие общества и государства, осмысление новых концептуальных подходов к пониманию правового государства, правам человека закономерно влекут развитие смыслового содержания конституционных ценностей.

Можно констатировать, что устойчивыми тенденциями современного конституционализма являются развитие ценностного содержания национальных конституций, претворение в жизнь и защита конституционных ценностей.

В правовом государстве законы выступают эффективной конституционно-правовой формой выражения, организации и защиты прав и свобод человека. Конституционный Суд, исходя из верховенства Конституции и верховенства права, указывает в своих решениях на необходимость обеспечивать в национальной правовой системе принятие и действие законов, которые являются по сути правовыми, то есть определяющими баланс свободы, власти, конституционных ценностей на началах равенства и справедливости.

В Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году Конституционный Суд отметил, что при осуществлении правового регулирования общественных отношений от нормотворческих органов требуются последовательная и системная реализация и развитие конституционных принципов и ценностей в целях легитимности и социальной приемлемости нормативных правовых актов.

2. Конституционное правосудие

Функционирование современного правового государства представляет собой реальное претворение в жизнь конституционных ценностей, развитие их в законах, конституционализацию правового регулирования, формирование конституционного правосознания и мышления.

Конституционный Суд Республики Беларусь, защищая конституционные ценности, исходит из необходимости поддержания их баланса и недопущения умаления в законотворческом процессе с учетом как общечеловеческих ценностей и европейских демократических стандартов, так и национальных особенностей развития демократии и формирования правового государства на данном этапе в нашей стране.

Следует подчеркнуть, что в современном мире, в условиях глобализации, интенсификации всех общественных процессов появляются новые тенденции в отношении понимания и трактовки конституционных ценностей, происходит «приращение» их смыслового содержания, адаптация к современным реалиям.

Выявление и раскрытие содержания конституционных ценностей, принципов и норм при осуществлении конституционного правосудия дает возможность ориентировать законодателя и правоприменителя на соблюдение многогранного содержания конституционных положений, соблюдение не только «буквы», но и духа Конституции; в необходимых случаях указывать на недостаточность механизма правового регулирования в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан, полноты урегулирования тех или иных общественных отношений.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет последующий конституционный контроль, и с 2008 года обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом Республики Беларусь. Как свидетельствует практика, обязательный предварительный конституционный контроль в условиях сформировавшейся правовой системы, достигнутого эффективного взаимодействия властей служит упреждению нарушений конституционной законности, исключению возможных негативных последствий действия законов, противоречащих Конституции.

Признавая конституционность принятых законов, Конституционный Суд в отношении их отдельных положений формулирует правовые позиции, содержащие выявленный конституционно-правовой смысл законов, упреждая тем самым их искажение и возможность неконституционной правоприменительной практики. Ряд правовых позиций направлен на интерпретацию конституционных ценностей, принципов и норм применительно к конкретным правоотношениям. При этом конституционные ценности и принципы, находящиеся в Конституции в «свернутом» виде, выявляются в решениях Конституционного Суда в результате уяснения сути и смысла конституционных норм в их системной взаимосвязи.

Конституционный контроль обеспечивает надлежащий конституционно-правовой баланс властных полномочий государственных органов, оказывая существенное влияние на обеспечение равновесия всех общественно-политических сил в государстве. Конституционный Суд становится фактически конституционным арбитром как между различными ветвями власти, так и в достижении гармонизации интересов личности, общества и государства на основе неукоснительного соблюдения конституционных ценностей, принципов и норм.

В условиях динамизма и открытости современных межгосударственных отношений верховенство Конституции обеспечивается с учетом многоуровневого правового регулирования, сложного переплетения национальных, наднациональных, региональных, международных правопорядков.

В процессе региональной интеграции проявляется проблема иерархического плюрализма различных правовых систем. В этих условиях усилия конституционной юстиции направляются на обеспечение гармонизации правил взаимодействия международного, интеграционного и национального права; последовательное сопряжение конституционных положений, предписаний интеграционных актов, требований международно-правовых стандартов в целях обеспечения верховенства Конституции.

В настоящее время, учитывая участие Республики Беларусь в интеграционных процессах, мы видим, что важно сохранять конституционную идентичность, суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять стратегию развития страны с учетом национальных традиций и интересов.

Выводы

На основе Конституции, в которой закреплены принципы правового государства, демократический механизм осуществления государственной власти, Республика Беларусь последовательно осуществляет курс на эволюционное конституционное строительство, формирование государства для народа.

Конституционная цель формирования современного правового государства определяет вектор функционирования всего государственного механизма, стратегию развития общества, становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных правоотношений.

 

 

 

 

Версия для печати