EngРусБел
Выступления Председателя Конституционного Суда
 

Интервью Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь П.П. Миклашевича газете «Советская Белоруссия» в канун Дня Конституции (Советская Белоруссия № 49 (24679). Суббота, 14 марта 2015)

Прочный правовой фундамент

Завтра наша страна отметит знаменательный праздник — День Конституции. Основной Закон суверенной Беларуси был принят 21 год назад, 15 марта 1994 года. Конституция, провозгласившая человека, его права и свободы высшей ценностью общества и государства, стала реальным стержнем всего белорусского законодательства. В свою очередь, верховенство Конституции в нормотворчестве и правоприменении обеспечивает Конституционный Суд, который гарантирует защиту конституционных прав и свобод граждан.

 

Сегодня, в канун праздника, гостем «СБ» стал Председатель Конституционного Суда Петр МИКЛАШЕВИЧ. 

Петр Петрович, каково сейчас, по вашей оценке, состояние конституционной законности в стране?

 — Начнем с того, что она определяется тем, как государственные органы и должностные лица, а также граждане, организации, институты гражданского общества соблюдают конституционные нормы и принципы.

 Ежегодно Конституционным Судом принимается послание Президенту и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности. Так вот в этом послании за 2014 год отмечены положительные тенденции обеспечения верховенства Конституции в законодательстве и утверждения конституционного правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни. Анализ изученных и рассмотренных нами дел свидетельствует о том, что в законотворческом процессе соблюдаются и развиваются конституционные принципы и нормы, обеспечивается верховенство права, повышается эффективность конституционно–правового регулирования.

 — Сколько же законов в прошлом году было подвергнуто контролю Конституционного Суда?

 — Вам наверняка известно, что с 2008 года Конституционный Суд в порядке обязательного предварительного контроля проводит проверку конституционности всех законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом. В 2014 году проверено 55 законов, которые в целом признаны соответствующими Конституции.

 — Обнаруживались ли недоработки и упущения авторов законопроектов?

 — Да, в ряде законов выявлены некоторые пробелы и правовая неопределенность. Законодателю рекомендовано устранить их при дальнейшем совершенствовании.

 — Можно ли сказать, что общественное мнение учитывается при проверке законов на их соответствие Конституции?

 — Разумеется, при проверке конституционности законов, принятых Парламентом, Конституционный Суд обращает особое внимание на нормы, вызвавшие общественный резонанс, и оценивает их, исходя из принципов и норм Основного Закона. Тут важно отметить, что в нашей стране разработка законов осуществляется на плановой основе, то есть ежегодно составляется план подготовки законопроектов, который утверждается Президентом. Законопроекты проходят различные стадии подготовки, обсуждения и согласования как перед их внесением в Парламент, так и в ходе работы над ними непосредственно в законодательном органе. В некоторых случаях, как это было с проектом закона о борьбе с коррупцией, законопроекты выносятся на публичное обсуждение. При этом общественное мнение о новых подходах в правовом регулировании достаточно освещается в средствах массовой информации.

 — Год назад в интервью «СБ» вы говорили, что ввиду создания единой судебной системы необходимо уточнение некоторых положений Конституции. Что это за уточнения и были ли они внесены?

 — Эти уточнения касались упраздненного Высшего Хозяйственного Суда. Но ВХС в Конституции упоминается лишь в некоторых статьях, регламентирующих порядок назначения судей. Поэтому конституционные положения не препятствовали принятию законодательных актов по реформированию судебной системы, и объединенная система судов общей юрисдикции успешно работает уже более года.

 Несомненно, объективная необходимость уточнения некоторых положений Конституции в связи с этим остается. Но в данном случае неотложной корректировки не требуется. Она будет проведена при изменении по существу других конституционных норм.

 — Насколько доступно конституционное правосудие каждому гражданину?

 — В апреле 2014 года вступил в силу Закон «О конституционном судопроизводстве», в котором впервые на законодательном уровне закреплен порядок косвенного доступа граждан к конституционному судопроизводству. Это происходит через уполномоченных субъектов. Граждане могут обратиться к Президенту, в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Совет Министров с инициативой о проверке конституционности того или иного нормативного правового акта. И в случае обращения этих государственных органов Конституционный Суд даст свое заключение.

 — Можете ли привести пример такого обращения?

 — Да, в прошедшем году Палата представителей, основываясь на инициативе гражданина, внесла в КС предложение о проверке конституционности норм уголовно–процессуального законодательства. Заключением Конституционного Суда от 12 июня 2014 года установлено, что отдельные положения УПК не соответствуют Конституции в той мере, в какой они позволяют органу, ведущему уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить производство без согласия его близких родственников. Таким образом, были устранены препятствия для защиты чести и доброго имени покойного и законных интересов его близких родственников.

 — А в каком случае человек имеет право напрямую обратиться в Конституционный Суд?

 — В том случае, когда речь идет об устранении пробелов, правовой неопределенности и коллизий в нормативных правовых актах. В Конституционном Суде формируется судебная практика по рассмотрению подобных обращений.

 Например, на основании обращений граждан, во исполнение решений Конституционного Суда законодателем внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс: к числу дискриминационных обстоятельств в сфере трудовых отношений отнесены возраст, место жительства и иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции работника; установлена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет родственнику, члену семьи ребенка, фактически осуществляющему за ним уход, в случаях, когда мать является индивидуальным предпринимателем, творческим работником, осуществляет ремесленную деятельность.

 Еще пример: в 2014 году было вынесено решение Конституционного Суда, основанное на обращении гражданина, которому было отказано в назначении пенсии в связи с неполучением паспорта по религиозным убеждениям. Во исполнение этого решения постановлением Совета Министров от 25 февраля 2015 г. № 134 установлено, что для целей пенсионного обеспечения личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего документа, удостоверяющего личность, подтверждается заключением соответствующего органа внутренних дел.

 — Иногда высказываются суждения, будто некоторые законодательные инициативы противоречат Конституции. Я имею в виду, например, конфискацию автомобилей у пьяных водителей. Каково ваше мнение на этот счет?

 — Напомню читателям, что конфискация автомобилей у пьяных водителей была предусмотрена Законом от 12 июля 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Данным законом часть 6 статьи 61 Уголовного кодекса дополнена положением о том, что независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317–1 Уголовного кодекса (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки, освидетельствования).

 Проверяя в порядке обязательного предварительного контроля конституционность положений закона, Конституционный Суд указал, что такое правовое регулирование согласуется со статьей 44 Конституции. В соответствии с ней осуществление права собственности не должно противоречить общественной безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, а принудительное отчуждение имущества допускается согласно постановлению суда.

 — Можно ли кратко обозначить для наших читателей, что белорусская Конституция дала стране за минувший 21 год?

 — Могу уверенно заявить, что Конституция стала настоящим правовым фундаментом демократического развития белорусского государства, основой стабильности в обществе. Она позволяет стране вырабатывать стратегию устойчивого развития. На верховенстве Конституции основываются суверенная белорусская государственность, национальная правовая система, деятельность нормотворческих и правоприменительных органов.

 Более чем двадцатилетний период действия Конституции подтвердил приверженность народа Беларуси общечеловеческим ценностям. Доказал, что белорусское общество стремится реально утверждать права и свободы человека, обеспечивать гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. Все эти годы у нас целенаправленно и последовательно формируется демократическое социальное правовое государство для народа, основанное на равенстве, справедливости и гуманизме.

 Поэтому я считаю, что 15 марта — особый праздник для всей страны. Поздравляю граждан Беларуси с этим знаменательным днем и выражаю уверенность, что на основе Конституции процесс развития демократии, формирования правового государства в нашей стране будет осуществляться последовательно и эффективно.

 — От имени редакции «СБ» и наших читателей также поздравляю вас с наступающим Днем Конституции! Спасибо за интервью.

Советская Белоруссия № 49 (24679). Суббота, 14 марта 2015

С текстом интервью можно также ознакомиться на сайте газеты «Советская Белоруссия» по адресу: http://www.sb.by/print/post/prochnyy-pravovoy-fundament.html

 

 

 

Версия для печати