Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь 29 марта с.г. вынес решение в отношении законодательства о пенсионном обеспечении бортпроводников гражданской авиации.
Положения Закона "О пенсионном обеспечении" предусматривают четыре категории работников авиации, имеющих право на пенсию за выслугу лет: 1) работники летного и летно-испытательного состава; 2) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера; 3) инженерно-технический состав; 4) бортпроводники.
При этом для каждой категории работников законодателем установлены различные основания, условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет, а также исчисление ее размера.
В частности, бортпроводники имеют право на такую пенсию при наличии следующих условий: мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником; женщины - по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей (пункт "г" статьи 47 Закона "О пенсионном обеспечении").
Таким образом, бортпроводникам как отдельной категории работников авиации право на пенсию, условия и порядок ее назначения установлены непосредственно положениями Закона, указанная норма является нормой прямого действия и не требует дополнительного регулирования. По другим категориям работников закон содержит отсылочную норму - к нормативным актам Совета Министров. Например, порядок назначения и выплаты пенсий работникам летного и летно-испытательного состава, соответствующий перечень должностей инженерно-технического состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров (пункты "а" и "в" статьи 47 Закона "О пенсионном обеспечении").
Совет Министров постановлением от 18 декабря 1992 г., которое было предметом рассмотрения в Конституционном Суде в открытом заседании, утвердил ряд нормативных актов: Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава; Перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций); Порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам летного состава; Перечень должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно Закону "О пенсионном обеспечении" и принятому в соответствии с ним постановлению Совета Министров от 18 декабря 1992 г. размер пенсии летного состава фактически выше, чем у бортпроводников.
Другая сторона вопроса заключается в том, что с введением в действие Воздушного кодекса Республики Беларусь от 11 января 1999 г. у бортпроводников возникли определенные основания для постановки вопроса о том, чтобы и на них распространить то пенсионное обеспечение, которое установлено для летного состава.
Воздушный кодекс определил термин "экипаж воздушного судна" как летный экипаж (командир, другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники). В связи с этим возникла коллизия между Воздушным кодексом и постановлением Совета Министров, в котором также использовалось понятие "экипаж воздушного судна", однако оно на бортпроводников не распространялось. Указанная коллизия существовала длительное время. Постановлением Совета Министров от 15 августа 2003 г. были внесены уточнения в Перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, В соответствии с изменениями вместо ранее используемого понятия "члены экипажа воздушного судна" указаны "члены летных экипажей" - командир, другие лица летного состава.
Конституционный Суд отмечает, что изложенная в обращении Палаты представителей позиция о необходимости поиска справедливых подходов к решению вопросов пенсионного обеспечения работников авиации, относящихся к кабинному экипажу воздушного судна, заслуживает внимания. Это возможно путем совершенствования пенсионного законодательства. Проведенный Конституционным Судом анализ законодательства о пенсионном обеспечении работников авиации свидетельствует о том, что установление более льготных условий пенсионного обеспечения бортпроводников возможно только путем внесения изменения в Закон "О пенсионном обеспечении".