Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
06.10.2006
Конституционный Суд в своем заседании 4 октября с.г. рассмотрел вопрос о технических нормативных правовых актах, принимаемых республиканскими государственными органами и должностными лицами. В частности, анализировалась проблема своевременного и полного доведения до сведения граждан и юридических лиц содержания этих актов и сроки введения их в действие.
В своем решении Конституционный Суд отметил, что в соответствии с нормами Конституции каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию и законы. Однако для выполнения этого конституционного требования граждане должны иметь возможность своевременно знакомиться с содержанием принятых нормативных правовых актов.
Действующим законодательством определен порядок официального опубликования нормативных правовых актов и вступления их в силу.
Однако что касается технических нормативных актов - это технические регламенты, Государственные стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности и др. - единый подход к их вступлению в силу и опубликованию (или доведению до сведения граждан и субъектов хозяйствования иным способом) не определен. Каждое министерство, государственный комитет определяют собственные правила по информированию заинтересованных субъектов, распространяя информацию в том числе и на платной основе.
При этом технические нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) республиканскими государственными органами, обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. В некоторых случаях их неисполнение несет ответственность, в том числе административную и уголовную. В силу этого граждане и субъекты хозяйствования до введения в действие таких актов должны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с их содержанием.
Исходя из этого Конституционный Суд предложил Администрации Президента и Совету Министров Республики Беларусь рассмотреть вопрос об обеспечении единого комплексного подхода к определению порядка принятия и опубликования технических нормативных правовых актов. Например, официальное опубликование технических нормативных правовых актов могло бы осуществляться в приложении к изданию Национального реестра либо ином издании, где оперативно размещалась бы информация о принятии технических нормативных правовых актов, сроках введения их в действие, указывался источник опубликования и излагалось краткое содержание.
На период до соответствующего правового регулирования технические нормативные правовые акты (либо сведения об их принятии) могли бы включаться в обязательном порядке в эталонный банк данных правовой информации Национального центра правовой информации.