Цифровые технологии с элементами искусственного интеллекта (далее – ИИ) применяются сегодня в различных сферах общественных отношений, содержат значительный потенциал экономического роста и научно-технического развития, повышения эффективности экономической деятельности и государственного управления.
Глобальный характер внедрения и использования предопределяет признание технологий ИИ новой реальностью и требует адаптации к ней действующей системы права.
В современных условиях правовое регулирование разработки, внедрения и использования ИИ осуществляется на международном, региональном (в рамках международных организаций) и национальном уровнях.
В Европейском союзе принят Регламент (ЕС) 2024/1689, устанавливающий гармонизированные правила в отношении искусственного интеллекта, четкие требования к разработчикам ИИ и обязательства распространителей по конкретным вариантам использования ИИ.
В Евразийском экономическом союзе ряд программных документов предусматривает внедрение технологий ИИ и обеспечение его инклюзивного, безопасного и ответственного применения в отраслях экономики государств-членов.
В рамках СНГ приняты рекомендации по регулированию использования ИИ (2023), которые выступают дорожной картой для формирования системы законов в сфере ИИ на территории СНГ.
В Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В ней определены основные принципы нормативного правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий ИИ: безопасность, гуманистический подход, уважение автономии и свободы воли человека, недискриминация, риск-ориентированный подход, ответственность, квалифицированная экспертная оценка.
В Республике Беларусь принятые стратегические и программные акты рассматривают использование технологий ИИ в качестве инструмента социально-экономического развития, средства повышения эффективности процессов управления, отвечающего национальным интересам (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и др.).
Определяя разработку и внедрение технологий ИИ перспективным направлением развития Республики Беларусь, принятые акты не содержат комплексных положений системного характера о целях, задачах, рисках использования технологий ИИ как особых передовых технологий, способных кардинально трансформировать общественные отношения.
При этом Концепция правовой политики Республики Беларусь в числе актуальных сфер развития гражданского, экономического (хозяйственного) законодательства предусматривает необходимость урегулирования вопросов применения искусственного интеллекта.
Надлежащее правовое регулирование в рассматриваемой сфере, включая формирование инструментов государственного регулирующего воздействия, позволит создать благоприятную среду для развития технологий ИИ, будет способствовать привлечению инвестиций, стимулированию инновационной деятельности, повышению благосостояния граждан и качества жизни, а также укреплению обороноспособности и национальной безопасности.
Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь по результатам состоявшегося обсуждения в целях надлежащего правового регулирования использования и развития технологий искусственного интеллекта признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях искусственного интеллекта.
Совету Министров совместно с Национальной академией наук Беларуси, Национальным центром законодательства и правовой информации и другими заинтересованными рекомендовано разработать проект Закона Республики Беларусь «О технологиях искусственного интеллекта», в котором предусмотреть:
основные термины и определения;
цели и задачи государственной политики в сфере ИИ;
компетенцию уполномоченного органа государственного управления в сфере ИИ;
принципы правового регулирования отношений в сфере ИИ;
меры по обеспечению государственной и общественной безопасности при использовании технологий ИИ;
этические принципы использования технологий ИИ;
меры, направленные на развитие технологий ИИ, привлечение инвестиций, стимулирование инновационной деятельности;
права и обязанности субъектов общественных отношений в сфере ИИ;
минимизацию рисков и юридическую ответственность субъектов общественных отношений в сфере ИИ.