В связи с поступлением в Конституционный Суд Республики Беларусь электронных обращений граждан о возбуждении производства по делу об устранении пробелов, исключении коллизий и правовой неопределенности в Декрете Президента Республики Беларусь от 9 мая 2021 г. № 2 «О защите суверенитета и конституционного строя» сообщаем следующее.
- Конституционный Суд в соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.
Компетенция Конституционного Суда, порядок внесения предложений на его рассмотрение определены статьей 116 Конституции, статьей 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Законом Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве».
Согласно абзацу восьмому части третьей статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
Основанием для возбуждения производства по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности являются поступившие в Конституционный Суд обращения граждан, содержащие информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности (часть первая статьи 158 Закона «О конституционном судопроизводстве»).
При принятии решения о возбуждении производства по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности Конституционный Суд исходит из того, что соответствующие недостатки нормативного правового акта влекут такое его истолкование и применение, которые могут нарушить конституционные права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, либо препятствуют обеспечению гарантий их реализации.
В результате изучения вопросов, поставленных в обращениях, в соответствии со статьей 158 Закона «О конституционном судопроизводстве», пунктами 49 – 51 Регламента Конституционного Суда пробелов, коллизий и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение и являющихся основанием для возбуждения Конституционным Судом производства по делу, не выявлено.
- В обращениях фактически выражается несогласие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 9 мая 2021 г. № 2 «О защите суверенитета и конституционного строя», излагаются доводы о несоответствии этого Декрета Конституции.
В связи с этим информируем, что Конституционный Суд на основании части четвертой статьи 116 Конституции и части первой статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения о соответствии нормативных правовых актов Конституции.
В Республике Беларусь для граждан установлен косвенный доступ к конституционному правосудию. Граждане, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушаются применением нормативного правового акта, в конституционности которого они сомневаются, вправе обратиться к вышеуказанным уполномоченным органам с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности примененного нормативного правового акта.
Инициативные обращения направляются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о конституционном судопроизводстве, законодательными актами, закрепляющими правовой статус Президента Республики Беларусь, органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (часть четвертая статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Рассматривать вопросы о конституционности нормативных правовых актов по собственной инициативе и на основании обращений граждан Конституционный Суд не уполномочен.