Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2020 г. № Р-1242/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы».

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы на территории Республики Беларусь, согласования норм Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) с нормами иных законодательных актов и положениями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Законом вносятся изменения также в законы Республики Беларусь «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О противодействии торговле людьми».

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по  осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:

предусматривающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

закрепляющих, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства (часть первая статьи 2);

определяющих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет  регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);

устанавливающих, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и по порядку его принятия.

2. Законом уточняются полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование в области рекламы. В частности, пунктом 5 статьи 2 предусматриваются полномочия Совета Министров Республики Беларусь по установлению требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов; порядка выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы; перечня средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия такого разрешения; порядка проведения торгов на право размещения средств рекламы на недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности или собственности хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также на недвижимом имуществе, находящемся в общей долевой собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц и (или) хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (далее – государственное недвижимое имущество) (статья 7 Закона о рекламе).

В соответствии с Законом (пункт 7 статьи 2) полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области рекламы дополняются полномочиями по вынесению предписаний о демонтаже средства наружной рекламы в случае его размещения без разрешения на размещение средства наружной рекламы или в иных предусмотренных законодательством случаях; по установлению своими решениями требований к размеру и (или) иным техническим характеристикам средств наружной рекламы, а также по согласованию с Министерством культуры требований к размеру и (или) иным техническим характеристикам средств наружной рекламы, размещаемых на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны (пункт 1 статьи 9 Закона о рекламе).

Оценивая конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд отмечает, что данные нормы согласуются с нормами Конституции, предусматривающими, что Правительство руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает проведение единой экономической политики; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента (абзацы второй, третий, пятый и десятый статьи 107); местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (статья 120).

3. Законом устанавливается ряд новых требований к размещению (распространению) рекламы.

Статья 10 Закона о рекламе, закрепляющая общие требования к рекламе, дополняется пунктом 102, согласно которому рекламодатель обязан по первому требованию собственника или иного законного владельца ячейки абонентского почтового шкафа или индивидуального почтового ящика незамедлительно обеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы в эти ячейку абонентского почтового шкафа или индивидуальный почтовый ящик, а рекламораспространитель – незамедлительно прекратить размещение (распространение) такой рекламы. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в печатных средствах массовой информации или на оборотной стороне извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями.

Указанная статья Закона о рекламе дополняется также пунктом 13, которым определяется, что право размещения средства рекламы, в том числе средства наружной рекламы, на государственном недвижимом имуществе предоставляется рекламораспространителю по результатам проведения торгов, если законодательством по вопросам аренды и безвозмездного пользования имуществом не установлен иной порядок сдачи в аренду или предоставления в безвозмездное пользование этого имущества.

Законом (пункт 12 статьи 2) вводится запрет на сопровождение звуком рекламы внутри салона транспорта общего пользования, за исключением социальной рекламы, а также запрет на использование транспортного средства, в том числе отдельно стоящего прицепа, для размещения (распространения) рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, улицах населенных пунктов и в иных общественных местах, если транспортное средство более шести месяцев не используется для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования либо состояние такого транспортного средства исключает возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации (статья 14 Закона о рекламе).

Конституционный Суд считает, что при осуществлении правового регулирования размещения (распространения) рекламы законодатель, действующий в пределах предоставленных ему пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции дискреционных полномочий, вправе предусматривать требования к порядку и условиям размещения (распространения) рекламы на территории Республики Беларусь. Устанавливаемое Законом правовое регулирование реализации гарантируемого гражданам Республики Беларусь права на информацию (статья 34 Конституции) способствует предупреждению нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан в области рекламы, достижению баланса частных и публичных интересов, не затрагивает само существо конституционных гарантий защиты права собственности, свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что соответствует положениям части четвертой статьи 13 Конституции.

4. Законом уточняется ряд требований к рекламе в средствах массовой информации, в том числе устанавливается возможность  прерывания рекламой или совмещения с рекламой при трансляции радио- и телепрограмм детских передач; при этом уточняются временные пределы для такой рекламы, требования к объектам рекламирования и содержанию рекламы в детских передачах, включая детские художественные фильмы, с запретом на размещение (распространение) в таких передачах рекламы лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, лотерей, рекламных игр и др. (пункт 10 статьи 2).

Указанные положения Закона корреспондируют стандартам надлежащей защиты прав ребенка, предусмотренным Конвенцией о правах ребенка 1989 года. Согласно статье 17 этой Конвенции с целью обеспечения доступа ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников государства-участники поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях (пункт «а»); поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (пункт «е»).

Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 10) признана необходимость особой защиты детей, которая в совокупности с нормами Конвенции о правах ребенка предполагает обеспечение безопасности каждого ребенка в том числе от неблагоприятного информационного воздействия. В связи с этим правовое регулирование в области информационных отношений, включая рекламу в средствах массовой информации, в целях защиты прав ребенка должно исходить из необходимости сведения к минимуму распространения рекламных материалов, способных оказать такое воздействие; при этом на законодательном уровне первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1 статьи 3 указанной Конвенции).

С учетом приведенных норм международно-правовых актов Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей, что правовой запрет на размещение (распространение) конкретных объектов рекламирования не может ограничиваться объектами, перечисленными в статье 11 Закона о рекламе, а должен относиться к любым иным объектам, продажа которых детям и подросткам запрещена или которые им не предназначены. При этом, исходя из признания Конвенцией о правах ребенка и другими международно-правовыми актами важности особой защиты детей, необходимо обеспечение защиты от неблагоприятного информационного воздействия каждого ребенка с учетом его возраста, уровня навыков и особой восприимчивости.

5. Законом (пункт 10 статьи 2) статья 11 Закона о рекламе дополняется пунктом 81, в соответствии с которым реклама в продукции иностранных телевизионных средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Беларусь без изменения формы или содержания, не допускается.

При оценке содержания пункта 81 статьи 11 Закона о рекламе Конституционный Суд отмечает, что данная норма соответствует положениям Конституции, предусматривающим, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая статьи 13); иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11). В силу положений статьи 13 Конституции во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции, а также с учетом норм статьи 11 Конституции законодатель вправе определять особый порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности иностранными субъектами. Устанавливаемое Законом предписание способствует созданию конкурентных условий для осуществления деятельности всеми субъектами рекламного рынка Республики Беларусь, недопущению распространения рекламы, не соответствующей законодательству Республики Беларусь.

6. Пунктом 12 статьи 2 Закона излагается в новой редакции статья 13 Закона о рекламе, устанавливающая требования к размещению наружной рекламы и средствам наружной рекламы, размещаемым (распространяемым) на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

Положениями статьи 13 Закона о рекламе предусматривается, в  частности, что размещение средств наружной рекламы рекламораспространителем должно производиться на основании разрешения соответствующего Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета; выдача, продление действия и переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы осуществляются местным исполнительным и распорядительным органом по принципу «одно окно» в соответствии с требованиями данной статьи и в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (части первая и вторая пункта 1).

Согласно части десятой пункта 1 статьи 13 Закона о рекламе отказ в выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы, продлении действия этого разрешения и его переоформлении должен быть основан на требованиях законодательства.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» установлено, что отказ в осуществлении административной процедуры осуществляется наряду со случаями, определенными данной статьей, также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров.

Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей, что при реализации части десятой пункта 1 статьи 13 Закона о рекламе необходимо исходить из ее конституционно-правового смысла в системной взаимосвязи с приведенным положением статьи 25 Закона «Об основах административных процедур». Конституционно-правовой смысл указанной нормы Закона о рекламе заключается в том, что основания для отказа в выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы, продлении действия этого разрешения и его переоформлении могут быть предусмотрены исключительно в случаях (по основаниям), предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров.

Частью десятой статьи 13 Закона о рекламе также устанавливается, что отказ в выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы, его продлении и переоформлении может быть обжалован в вышестоящий государственный орган или в суд.

С учетом норм Конституции о гарантировании государством прав граждан Республики Беларусь, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства, в том числе на защиту их прав компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (статьи 21 и 60), Конституционный Суд считает, что правоприменителям при реализации части десятой пункта 1 статьи 13 Закона о рекламе следует исходить из того, что обжалование отказа в выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы, его продлении и переоформлении в вышестоящий государственный орган не лишает права заинтересованных лиц обжаловать такой отказ в судебном порядке.

7. В соответствии со статьей 2 Закона (пункты 9, 13, 15 и др.) уточняется правовое регулирование производства и (или) размещения (распространения) рекламы.

Из Закона о рекламе исключаются положения об изготовлении рекламы товаров, продукции, работ, услуг, производимых на территории Республики Беларусь, и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и (или) граждан Республики Беларусь; о необходимости согласования с Министерством здравоохранения рекламы работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно наименования этих работ и (или) услуг, их цену, место нахождения или место жительства, обязательную к размещению в рекламе информацию и иную предусмотренную Законом о рекламе информацию; уточняются требования к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий, пива и слабоалкогольных напитков; конкретизируются нормативные предписания, касающиеся рекламы о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Республики Беларусь. В частности, в целях пресечения практики указания в рекламе о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь не соответствующей действительности заработной платы допускается указание в рекламе  о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь размера заработной платы с документальным подтверждением таких сведений, которые должны содержаться в договоре о трудоустройстве (пункт 18 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд считает, что уточнение Законом порядка и условий производства и (или) размещения (распространения) рекламы как средства продвижения товаров, работ и услуг на рынок, направленного на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, обеспечивает защиту потребителей рекламы от ненадлежащей рекламы, что согласуется с положениями Конституции, предусматривающими, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая и пятая статьи 13 Конституции).

8. В соответствии с Законом нормы Закона о рекламе согласовываются с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Новой редакцией абзаца третьего пункта 10 статьи 10 Закона о  рекламе устанавливается, что не допускается реклама товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, обязательной оценке соответствия в иных формах, но не имеющих документа об оценке соответствия или иного документа, подтверждающего обязательную оценку соответствия, если наличие такого документа предусмотрено актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе определено, что продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Конституционный Суд считает, что осуществляемое законодательное регулирование согласуется с положениями статьи 8 Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая).

9. Согласно статье 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая); государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая).

Для реализации данных конституционных норм ряд положений Закона о рекламе согласовывается с положениями Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» и Кодекса Республики Беларусь о культуре.

Закон о рекламе дополняется нормами (части седьмая, восьмая пункта 1 статьи 13) о необходимости получения согласования владельца республиканской автомобильной дороги в случае размещения средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги; согласования эскиза средства наружной рекламы с Министерством культуры при размещении средства наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2», без категории, на их территориях и в зонах их охраны.

Положения Закона о рекламе согласовываются также с положениями законов Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О противодействии торговле людьми» и иных законодательных актов.

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемым законодательным регулированием реализуются конституционный принцип верховенства права и принцип правовой определенности, которые предполагают системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области рекламы, ясность, четкость, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм, обеспечивается единообразное применение нормативных предписаний во избежание нарушения прав и свобод граждан, законных интересов организаций.

Таким образом, Законом совершенствуется правовое регулирование отношений в области производства и размещения (распространения) рекламы, развиваются конституционные положения о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по  вопросам рекламы» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                            П.П.Миклашевич