Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 декабря 2020 г. № Р-1229/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с социальной поддержкой отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов I и (или) II группы, инвалидов с детства, матерей и (или) отцов детей-инвалидов в возрасте до  18 лет, предоставления дополнительных социальных гарантий работникам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, организации индивидуального (персонифицированного) учета и повышения уровня защиты прав граждан в рамках государственного социального страхования.

С этой целью Законом вносятся изменения в законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (статья 1), «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (статья 2) и «О профессиональном пенсионном страховании» (статья 3).

1. Конституционный Суд, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из:

положений Конституции, провозгласивших Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства и которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2);

установленных в Конституции принципов верховенства права, равенства всех перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; положения о том, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (часть первая статьи 7, статья 22, часть вторая статьи 23);

содержащихся в статье 47 Конституции норм о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, и о проявлении государством особой заботы о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (статья 1) в Закон «О пенсионном обеспечении» вносится ряд изменений, касающихся правового регулирования условий и порядка назначения пенсий отдельным категориям граждан.

2.1. Абзац четвертый части первой статьи 5 Закона «О пенсионном обеспечении» излагается в редакции, согласно которой право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с пунктом «г» статьи 221 данного Закона предоставляется лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы от 10 до 20 лет, – со снижением требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой данной статьи стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности I и (или) II группы (абзац шестой пункта 5 статьи 1 Закона). Кроме того, часть первая статьи 5 указанного Закона  дополняется абзацем, устанавливающим, что право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17–22, пунктом «г» статьи 221 данного Закона предоставляется лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года, – при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет (абзац восьмой пункта 5 статьи 1 Закона).

Одновременно статьей 1 Закона (абзац третий пункта 14) статья 221 Закона «О пенсионном обеспечении» дополняется пунктом «г», предусматривающим, что право на пенсию по возрасту имеют лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не имеющие требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 данного Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 10 лет, – при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Пунктом 13 статьи 1 Закона статья 22 Закона «О пенсионном обеспечении» излагается в новой редакции, согласно которой инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: инвалиды с детства I и II группы – при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; инвалиды с детства III группы – при стаже работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин.

Конституционный Суд отмечает, что анализ приведенных положений Закона в их взаимосвязи свидетельствует, что правом на трудовую пенсию по возрасту со снижением срока уплаты обязательных страховых взносов, стажа работы и общеустановленного пенсионного возраста наделяются наиболее уязвимые в социальном плане категории граждан – инвалиды I и (или) II группы, инвалиды с детства. Такое законодательное регулирование отвечает принципу социальной справедливости и согласуется с положением Конституции о том, что Республика Беларусь является социальным государством (часть первая статьи 1).

Конституционный Суд констатирует, что устанавливаемое правовое регулирование в отношении пенсионного обеспечения инвалидов корреспондирует также международным обязательствам Республики Беларусь. Согласно статье 28 Конвенции о правах инвалидов 2006 года государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей и на непрерывное улучшение условий жизни (пункт 1), право на социальную защиту и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к программам социальной защиты, к пенсионным пособиям и программам (пункт 2).

2.2. В соответствии со статьей 1 Закона (абзац второй пункта 14) статья 221 Закона «О пенсионном обеспечении» дополняется нормой о том, что женщины, родившие четверых детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, но не имеющие требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 данного Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, имеют право на пенсию по возрасту при стаже работы не менее 20 лет. При этом согласно изменению, вносимому в абзац третий части первой статьи 5 Закона «О пенсионном обеспечении» (абзац четвертый пункта 5 статьи 1 Закона), женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, для получения пенсии по возрасту необходимо иметь стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 10 лет. Одновременно пунктом 29 статьи 1 Закона в пункт «в» части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении» вносится изменение, предусматривающее увеличение с 9 до 12 лет периода отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, засчитываемого в общей сложности в стаж работы для целей пенсионного обеспечения.

Статьей 1 Закона расширяется перечень нетрудоспособных членов семьи, которым пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца. В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 35 Закона «О пенсионном обеспечении», такая пенсия назначается одному из родителей или супругу (супруге), в том числе бывшему (бывшей) при условии невступления в новый брак, либо деду, бабке, брату или сестре, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими 3 лет, в случаях, если они находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой либо внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и работе по совместительству (в случае работы по совместительству) и не выполняют работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности; являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности, и приостановили соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой либо внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности (абзацы восьмой – десятый пункта 21 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что анализируемые изменения вносятся законодателем с учетом правовой позиции, выраженной в решении Конституционного Суда от 27 декабря 2016 г., суть которой заключается в том, что при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования в области пенсионного обеспечения законодателю следует осуществить корректировку правового механизма защиты права отдельных категорий граждан, выполнявших(ющих) социально значимые для общества и государства деятельность или функции, на получение трудовой пенсии путем зачета определенных периодов такой деятельности или функции в стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо обеспечить иной учет таких факторов при реализации ими права на пенсионное обеспечение.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование согласуется с конституционным принципом социальной справедливости, присущим социальному государству, и положением части первой статьи 32 Конституции о том, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2.3. В целях предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям работников, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее – особые условия труда), статьей 1 Закона (абзацы девятый – тринадцатый пункта 8, пункты 9, 25–28) расширяется закрепленный в Законе «О пенсионном обеспечении» перечень категорий лиц, которым при соблюдении определенных условий (выработавшим до 1 января 2009 г. не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда) предоставляется право вместо досрочной профессиональной пенсии получать пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

Одновременно в целях реализации принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и принципа правовой определенности как одного из необходимых его элементов Законом (пункт 8 статьи 3) статья 21 Закона «О профессиональном пенсионном страховании» излагается в редакции, согласно которой при определении права застрахованного лица на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 12, 13, 15, 47–49, 492 Закона «О пенсионном обеспечении») учитывается соответствующий профессиональный стаж; при назначении трудовой пенсии пенсионные сбережения, учтенные на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица, перечисляются для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

Исходя из смысла приведенных положений Закона, Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование усиливает гарантии пенсионного обеспечения лиц, работавших в особых условиях труда до введения системы профессионального пенсионного страхования, и согласуется с принципами и нормами Конституции, в том числе статьей 47, гарантирующей право на социальное обеспечение, частями первой и второй статьи 59, в соответствии с которыми государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

2.4. Законом (пункт 17 статьи 1) Закон «О пенсионном обеспечении» дополняется статьей 241, предусматривающей, что мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 данного Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда; пенсия по возрасту при неполном стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда исчисляется в размере 73 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера, установленного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала; при этом за каждый полный год стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины (части первая и вторая). Одновременно в абзац третий части первой статьи 5 Закона «О пенсионном обеспечении» вносится изменение, согласно которому право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьей 241 имеют лица при наличии у них стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 10 лет (абзац четвертый пункта 5 статьи 1 Закона).

Кроме того, в соответствии с абзацем восьмым пункта 36 статьи 1 Закона статья 73 Закона «О пенсионном обеспечении» дополняется новой частью, предусматривающей, что социальная пенсия матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, исчисляется в размере 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера, установленного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала.

При оценке конституционности приведенных положений Закона Конституционный Суд учитывает изложенную в ряде решений (от 11 октября 2010 г., от 16 октября 2012 г., от 7 июля 2014 г. и др.) правовую позицию, заключающуюся в том, что пенсионное обеспечение – одна из главных социальных гарантий, поскольку затрагивает интересы всего населения, как нетрудоспособного, так и трудоспособного; конституционное гарантирование и последовательное использование более совершенных законодательных механизмов способствуют надлежащей реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое правовое регулирование соответствует части первой статьи 1 Конституции, устанавливающей, что Республика Беларусь является социальным государством, и согласуется с принципами и нормами Конституции, предусматривающими, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2); каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47).

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона излагается в новой редакции статья 6 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», определяющая содержание индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее – индивидуальный лицевой счет). 

Согласно новой редакции статьи 6 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» в индивидуальном лицевом счете отражаются в том числе причины начисления выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы, ниже уровня месячной минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством; периоды получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования.

Конституционный Суд считает, что отражение в индивидуальном лицевом счете указанных сведений необходимо для обеспечения государственных гарантий по оплате труда, повышения уровня защиты законных прав в сфере государственного социального страхования, что согласуется с положениями Конституции, предусматривающими, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47).

В соответствии с частью пятой излагаемой в новой редакции статьи 6 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (пункт 4 статьи 2 Закона) обработка персональных данных застрахованных лиц осуществляется без их письменного согласия с соблюдением требований, установленных законодательством об информации, информатизации и защите информации.

Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование в определенной мере ограничивает конституционное право застрахованного лица на неприкосновенность личной жизни (статья 28 Конституции). Вместе с тем, учитывая конституционно значимые цели введения индивидуального (персонифицированного) учета, данное ограничение является допустимым (часть первая статьи 23 Конституции), поскольку оно устанавливается законом. Кроме того, с учетом принципа пропорциональности такое ограничение во взаимосвязи с частью четвертой новой редакции статьи 6 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», согласно которой информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной и доступ к этой информации осуществляется в порядке, установленном законодательными актами, не является чрезмерным.

При оценке конституционности рассматриваемых положений Закона Конституционный Суд подтверждает ранее выраженную правовую позицию (решения от 8 июня 2018 г., от 27 декабря 2018 г., от 19 июня 2020 г. и др.) и обращает внимание правоприменителей на то, что обработка персональных данных застрахованных лиц должна осуществляться с соблюдением требований законодательных актов о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, обеспечивать эффективную защиту такой информации, безопасность ее хранения и передачи, гарантировать конфиденциальность информации, допускать ее использование исключительно в предусмотренных Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» и иными законодательными актами случаях.

Таким образом, Законом уточняются условия реализации права отдельных категорий граждан на пенсионное обеспечение, усиливается социальная поддержка лиц, относящихся к разным категориям пенсионеров, совершенствуются механизмы управления государственным социальным страхованием, а также согласовываются отдельные нормы законов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения и государственного социального страхования, с положениями принятых позднее законодательных актов в целях обеспечения единых подходов в законодательном регулировании указанных отношений, что соответствует принципам и нормам Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия, а также с точки зрения разграничения компетенции Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич